amhran
Перевела еще одну статью.

Гендерные различия: аутичные женщины и девочки

Автор: Синтия Ким

Нередко можно услышать, что аутизм у женщин и девочек проявляется нетипичным образом. Это неудивительно, поскольку первоначальные модели аутизма и синдрома Аспергера (СА) основывались, прежде всего, на изучении мальчиков. Лео Каннер, детский психиатр, автор термина «ранний детский аутизм», создал свою модель, обследуя восьмерых мальчиков и трех девочек. Ганс Аспергер, в честь которого назван синдром, разработал модель СА, наблюдая четырех пациентов-мальчиков.

Современные критерии диагностики мало изменились по сравнению с первоначальными характеристиками аутизма, выделенными Каннером и Аспергером. Но не пришла ли пора обновить «мужские» модели с учетом того, как аутичные черты проявляются в женщинах? Учитывая, что последний пересмотр DSM [руководство по диагностике психических расстройств, используемое в США – прим. пер.] состоялся совсем недавно, мы вряд ли увидим еще одно изменение критериев диагностики в ближайшем будущем. Тем не менее, врачи все чаще признают, что у девочек и женщин аутизм действительно проявляется иначе, и сами создают соответствующие модели в своей повседневной практике.

Я смогла убедиться в этом воочию, когда пришла на очередной прием к своему нейропсихологу, который, в свое время, и поставил мне диагноз. На его компьютере была открыта презентация PowerPoint о том, как аутизм проявляется в женщинах. На столе лежала стопка книг, которые он хотел порекомендовать мне, включая “Aspergirls” / «Аспи-девочки» и “Pretending to be Normal” / «Притворяясь нормальной», обе из которых написаны женщинами-аутистами.

Мысль о том, что аутизм у женщин выглядит иначе, для меня не нова. Еще в начале своих изысканий я наткнулась на список женских особенностей синдрома Аспергера, составленный Руди Саймон. Хотя многое в этом списке мне соответствовало, он, по всей видимости, был больше основан на рассказах, чем на эмпирических наблюдениях. Например, нет точных подтверждений того, что 90% аутичных женщин имеют проблемы желудочно-кишечного тракта, и я знаю немало аутичных женщин, которые, вопреки списку Саймон, любят «женственные» вещи и сохраняют близких друзей в зрелом возрасте.

Притом разработать список узких черт, по примеру Саймон, может быть непросто, очертить более широкие границы было бы полезно для более точной диагностики женщин и девочек. Ниже приведены некоторые из наиболее общепризнанных особенностей, в которых женщины отличаются от традиционной диагностической модели:

Специальные интересы женщин выглядят иначе. Аутичные мальчики склонны иметь «странные» специнтересы – например, садовые постройки или дорожные знаки. Необычность этих интересов автоматически становится красным флагом. В свою очередь, у многих девочек специнтересы схожи с интересами их сверстниц – куклы, музыкальные исполнители, лошади, книги. Отличается степень увлеченности и глубина этого интереса. Аутичная девочка может быть более заинтересована коллекционированием или классификацией информации на эту тему, она может развить необычайно глубокие познания в предмете или уделять чрезмерно много времени одному интересу в ущерб другим.

Женщины и девочки часто обладают богатым воображением. Традиционная модель аутизма предполагает, что аутичные дети предпочитают игры, не требующие воображения, и не способны придумывать фантазийные сюжеты. Хотя в последнее время выясняется, что это неверно для большинства аутистов обоих полов, женщины в особенности обладают более развитым воображением, чем предполагает модель. Многие аутичные девочки используют фантазию как побег от реальности. Они могут придумывать собственные миры, увлекаться чтением или написанием художественных книг, участвовать в сложных сюжетных играх, иногда с воображаемыми друзьями. При этом они также могут разыгрывать сцены из литературы или фильмов, создавая впечатление фантазийной игры у тех, кто не знаком с источником.

Аутичные девочки могут обладать более развитыми речевыми навыками или гиперлексией. В том, что касается освоения речевых навыков, между аутичными девочками и мальчиками наблюдается мало различий; однако, девочки могут быть более лингвистически развиты, чем их сверстники мужского пола. Также они могут обладать гиперлексией – они учатся читать в очень раннем возрасте и/или читают книги с большой скоростью и в большом количестве.

Девочки и женщины лучше имитируют социальные взаимодействия. В целом, принято считать, что у девочек социальные навыки развиты лучше, чем у мальчиков того же возраста. Многие аутичные женщины еще в раннем возрасте осваивают «маскирующие» методы, имитируя социальные навыки, и поэтому ускользают от внимания диагностов. Они могут быть не очень умелы в социальных взаимодействиях, но они учатся создавать иллюзию. Некоторые девочки хорошо «играют роль», копируя сверстниц и выучивая наборы социально приемлемых сценариев. Другие предпочитают тихую манеру поведения и образ скромной девочки, которая просто немного стеснительна.

Аутичные девочки и женщины часто имеют друзей. Однако, эта дружба часто складывается по определенной модели. Многие аутичные девочки и женщины имеют одного-двух близких друзей или подруг. Часто эти друзья – люди социально опытные и готовые первыми идти на контакт. Они открывают аутисту доступ к более широким кругам общения и служат проводником в более сложных аспектах социальных взаимодействий. В детстве родители могут неосознанно маскировать трудности своей дочери, помогая ей заводить друзей. Однако, в юности аутичные девочки чаще подвержены школьной травле, чем их типичные сверстницы.

Аутичные девочки и женщины больше любят общаться. Вопреки стереотипу, многие аутичные женщины стремятся к общению и любят общаться, особенно один на один или в небольшой компании. Однако, социальные взаимодействия часто даются им большой ценой, требуя много времени на восстановление сил. Даже то, что нам нравится, может привести к сенсорной перегрузке или исчерпать наши (порой ограниченные) запасы энергии.

Социальные трудности аутичных женщин часто сложнее заметить. Так как женщины кажутся более способными к развитию социальных навыков, их проблемы в общении могут проявляться лишь в определенных ситуациях. Например, аутичная девочка может легко заводить дружбу с детьми старше или младше себя, но не находит контакта с ровесниками. Или женщина чувствует себя комфортно в мужском коллективе, но испытывает сложности с коллегами-женщинами.

У аутичных женщин часто встречаются сопутствующие расстройства. Многие аутичные женщины в различном возрасте подвержены депрессиям, тревожным состояниям, обсессивно-компульсивным наклонностям, нарушениям питания или избирательному мутизму. Эти сопутствующие расстройства могут затруднить процесс диагностики.

Разрабатывая свою модель, Аспергер описывал аутизм как «крайний вариант мужского интеллекта». Эта теория до сих пор преследует нас и 70 лет спустя, пока исследователи разрабатывают такие концепции, как «теория предельно мужского мозга», чтобы объяснить половые различия аутизма. Такие направления исследований больше вредят, чем помогают аутичным женщинам. Тем, кто не соответствуют модели, ограниченной этими стереотипными конструкциями, будет гораздо труднее получить диагноз.

Аутичным девочкам и женщинам больше помогают те врачи, которые осознают реальные особенности того, как аутизм проявляется в женщинах. Аутичные девочки с раннего возраста начинают понимать, что они «другие», и это социально неприемлемо. Малоприспособленные к миру, где от женщины ожидается хорошее владение социальными навыками, они усваивают социальные нормы через имитацию, перенаправляя свои аутичные черты в другое русло и маскируя их своим поведением.

Диагностическая модель, которая будет охватывать различные проявления аутичных черт у обоих полов, может значительно помочь аутичным девочкам и женщинам перестать быть невидимыми.

Источник: autismwomensnetwork

UPD: Cписок Руди Саймон, упоминавшийся в статье - он тут. Оказалось, что переведен мной уже давно, но не знала авторства.

@темы: переводы, СА, статьи