amhran
Еще одна статья из того же блога.

Аутичный взгляд

Изучив наконец-то первоисточники на тему аутизма – труды Ганса Аспергера и Лео Каннера – я решила написать цикл статей об их изначальных теориях и о том, как из этих теорий развилось сегодняшнее представление об аутизме. Темы, которые я буду рассматривать, почерпнуты, в основном, из работы Аспергера и дополнены идеями Каннера там, где они расходятся во мнениях.

Для начала я хочу рассмотреть причины, почему аутичные люди часто избегают зрительного контакта.

Оба врача весьма подробно писали о нетипичном взгляде у аутичных детей. Каннер полагал, что аутисты намеренно избегают смотреть на людей, но при этом особенно пристально разглядывают предметы. Аспергер, в свою очередь, отмечал, что «аутичные дети не задерживают взгляд на чем-либо конкретном, но, по всей видимости, получают визуальную информацию с помощью периферического зрения». Далее он говорит, что, несмотря на кажущийся отстраненный или отсутствующий вид, эти дети часто воспринимают большое количество информации об окружающих людях и предметах.

Хотя различия между двумя теориями могут показаться незначительными, на самом деле, они отражают два разных подхода к аутизму. Каннер делает акцент на том, что аутисты сознательно не смотрят на людей, и, таким образом, представляет аутичный взгляд как способ осознанного социального отчуждения.

Такое мнение преобладает среди профессионалов и сегодня. Аутичные дети нередко описываются как отстраненные, замкнутые, запертые в своем теле – все эти эпитеты сводятся к тому, что ребенок будто бы не воспринимает происходящее вокруг. И одним из предполагаемых свидетельств этому служит нетипичный взгляд. Они не смотрят в глаза. Они не глядят на своих родителей или товарищей по играм. Они не пытаются привлечь внимание к своим действиям.

Часто ребенок кажется отстраненным из-за того, что нейротипичный наблюдатель не умеет читать аутический язык тела. Например, в этом видео, где комментатор описывает ребенка, который не взаимодействует со взрослыми в комнате, я вижу, что ребенок с ними взаимодействует, используя аутический язык тела. Для меня очевидно, когда ребенок предлагает взрослым посмотреть на его игрушку, потому что я инстинктивно читаю его невербальные знаки. Он хочет общаться – но не знает, как транслировать те невербальные сигналы, которые для взрослых будут означать «я хочу с вами общаться».

Беглый взгляд или прямой?

Если Каннер делал акцент на социальном отчуждении, Аспергер подчеркивал беглость аутичного взгляда независимо от объекта – человека или предмета. По его мнению, дело в том, что взгляд аутиста принципиально отличается от взгляда обычного человека, а не в том, что аутист сознательно избегает на что-либо смотреть.

Для меня объяснение Аспергера попало в точку, потому что я по себе знаю, что склонна блуждать взглядом, особенно когда нахожусь в незнакомой или беспорядочной обстановке.

Даже муж, который давно привык к моим особенностям, время от времени замечает мои хаотичные движения глаз. Однако, недавний разговор заставил меня задуматься, насколько мой «беглый взгляд» неосознан. Мы обедали в ресторане – ситуация, которая сама по себе связана с большим количеством отвлекающих факторов. Там была открыта дверь в кухню, и муж предложил, чтобы я села к ней спиной, что было предусмотрительно с его стороны. Одних только звуков и без того было достаточно.

Спустя какое-то время за столик позади моего мужа села большая компания. И через пару минут он спросил, не нервничаю ли я.

«Почему ты так решил?» – спросила я, как обычно делаю в таких случаях.

«Потому что твои глаза делают вот так», – и он показал мне.



«Правда?» – я немного встревожилась, потому что не ощущала нервозности и не замечала, что бегаю глазами. Но подумав, я поняла, что действительно часто бросала взгляды на компанию за его спиной. Их шум и движения меня отвлекали. На них трудно было не смотреть.

Аспергер объясняет наш нетипичный взгляд тем, что аутичные люди воспринимают информацию через периферическое зрение, а не прямой взгляд. Некоторые аутисты это подтверждают – они говорят, что предпочитают смотреть на людей и предметы вскользь, так как для них это более комфортно и вызывает меньше напряжения. Лично для меня скользящий взгляд больше связан с моей неспособностью фильтровать окружающую обстановку и, конечно, с дискомфортом по поводу зрительного контакта.

По ту сторону взгляда

Хотелось бы свести причину нетипичного взгляда к одной красивой гипотезе, но я думаю, этот вопрос намного сложнее. Иногда такой взгляд возникает из-за восприятия информации через периферическое зрение. Иногда это стремление избежать контакта. Иногда это связано с неспособностью фильтровать окружающие звуки или движения. Иногда мы просто думаем о чем-то и даже не обращаем внимания на то, куда так пристально смотрим.

Не думаю, что аутичный взгляд связан исключительно с использованием периферического зрения, как полагал Аспергер. Или с фиксацией на предметах и избеганием человеческого взгляда, как считал Каннер. Я с равной вероятностью могу пристально уставиться на человека или на предмет. С той же вероятностью я могу вскользь смотреть на вещи и на людей. У меня нет в этом каких-то предпочтений. И это прозвучит странно, но если я пристально смотрю на человека, то, скорее всего, в этот момент я не воспринимаю его как человека. Часто, когда я смотрю куда-то неподвижным взглядом, я не отдаю себе отчета, что смотрю на что-то конкретное.

Одна из слабых сторон как теории Аспергера, так и Каннера – в том, что они лишь догадывались, о чем думают дети, и приписывали им мотивы, которые самим наблюдателям не были знакомы. Аутичный взгляд совсем иначе выглядит «изнутри», чем когда наблюдаешь его со стороны. Однако, теория Каннера сегодня преобладает – аутичный взгляд равняется сознательному отчуждению. На этом основании аутичным детям проводят терапию, чтобы улучшить зрительный контакт и научить их играть с другими. Но что если это предположение неверно? Что если аутичный взгляд нетипичен по сотне причин, и ни одна из них не связана с сознательным отчуждением?

@темы: СА, переводы, статьи