19:23 

amhran
Пора возвращаться с каникул. Обещала разыскать материал на тему исполнительной функции и, собственно, нашелся он в том же блоге "Musings of an Aspie", из которого я часто перевожу статьи.

------------------------

Исполнительная функция (часть 1)

Автор: Синтия Ким

Я много раз писала об исполнительной функции, но лишь недавно поняла, что до сих пор не объяснила, что это такое. Тогда я решила написать небольшую статью на эту тему – а в результате получился целый небольшой цикл. Это часть первая.

Так что же такое исполнительная функция?

Исполнительная функция – очень широкий термин. Им обозначается набор умственных процессов, которые помогают нам контролировать и упорядочивать наши мысли и действия. Это включает в себя планирование, рабочую память, внимание, решение проблем, вербальное мышление, подавление реакций, поведенческую гибкость, способность начинать действия и контролировать эти действия.

Это неплохое и довольно компактное определение, но что представляет из себя исполнительная функция в реальной жизни?

На практике исполнительная функция оказывается довольно размытым понятием. Иногда ее можно сравнить с ответственностью. Иногда – с самодисциплиной. Иногда – с умением вести себя, как взрослый человек.

Если у вас проблемы с исполнительной функцией, люди могут считать вас несобранным, ленивым, некомпетентным, неряшливым или просто не очень умным человеком. Почему? Потому что исполнительная функция охватывает самые разные стороны нашей жизни. С ней связаны практически все наши повседневные дела. Готовка. Уборка. Воспитание детей. Работа. Учеба. Личная гигиена.

Нарушения исполнительной функции имеют множество проявлений. Например, поэтому я иногда забываю включенной плиту, когда заканчиваю готовить.

Поэтому я прихожу на кухню и не могу вспомнить, зачем.

Поэтому мне так трудно оторваться от работы и пойти выгулять собаку.

Поэтому мешок с мусором может днями стоять у двери, прежде чем я донесу его до бака.

Поэтому я пишу себе список поручений, если у меня их больше одного.

Поэтому, когда прихожу на почту, я не могу одновременно заполнять бланк и отвечать на вопросы служащего.

Поэтому кухня после моей готовки выглядит так, словно по ней прошел торнадо.

Поэтому я предпочитаю делать что-то по-своему, даже если мне предлагают более легкий путь.

Поэтому иногда я гляжу на собеседника и пытаюсь понять, что он только что сказал.

Как получается, что одна и та же вещь влияет на такие разные ситуации? Исполнительная функция – это командный центр наших мыслей. Это дирижер наших нейронов. Это пилот нашего мозга. Это президент наших синапсов. Это… Ладно, хватит метафор.

Исполнительная функция объединяет в себе высокоуровневые процессы мышления, которые помогают нам взаимодействовать с окружающим миром. Мне хотелось бы поговорить о некоторых общих понятиях, но сначала давайте взглянем на компоненты ИФ по отдельности, чтобы лучше понять, какую именно роль она играет в повседневной жизни.

Все эти компоненты можно разделить на две категории – функции организации и функции регуляции. Начнем с организации – сюда входит планирование, решение проблем, вербальное мышление и рабочая память. Внимание можно отнести к обеим категориям, в зависимости от подхода, но я отнесу его сюда же, поскольку оно, прежде всего, связано с получением и фильтрацией информации. С этим же связаны и другие организационные функции – все вместе они помогают нам собирать и структурировать данные, поступающие в мозг.

Планирование

Как и сама исполнительная функция, планирование – термин весьма широкий. Чтобы составить план, нужно выполнить ряд подзадач: определить цель, продумать варианты ее достижения, выбрать наиболее подходящий, разбить его на шаги, ведущие к нужному результату. Планирование также задействует процессы рабочей памяти, вербального мышления и решения проблем.

Составление плана часто рекомендуют людям, испытывающим трудности с другими сферами ИФ – например, если вам сложно начать какое-либо действие или переключаться между задачами. Ирония в том, что при нарушении ИФ составление плана само по себе может оказаться очень сложным и изматывающим процессом.

Ничуть не легче и придерживаться уже намеченного плана. Когда у вас нарушена ИФ, легко переоценить, сколько вы успеете сделать за час или за день. К тому же, планируя, мы склонны полагать, что все пройдет гладко, что на деле бывает не всегда. Тогда вступает в действие еще один аспект ИФ – поведенческая гибкость. Есть и еще одна частая проблема – спланировать что-то, начать делать и в процессе полностью забыть о плане.

Планирование требует усилий. Когда мне нужно спланировать большой проект, у меня может уйти не один день на то, чтобы собраться с духом и взяться за это. За план, не за проект. Чтобы начать сам проект, мне понадобится еще несколько дней. Способность начать действие – тоже часть исполнительной функции. Поэтому, как вы, наверное, догадались, наличие плана – далеко не панацея.

И все же планирование может помочь при нарушениях ИФ, особенно если вы найдете метод планирования, который вам подходит. Например, лично я стараюсь зрительно представить себе результат (чистую комнату, законченный проект, выполненное задание), а затем обдумываю, что нужно сделать, чтобы его достичь. Часто мне помогает, если я делю план на крупные части, а потом продумываю более мелкие шаги, которые нужно сделать для осуществления крупных. Процесс планирования получается нелинейным, но для меня это работает.

Неудивительно, что так же я подхожу и к написанию текстов. Сначала я намечаю каркас в общих чертах, а затем заполняю его деталями. Я редко начинаю что-то писать с самого начала – гораздо чаще перескакиваю от одной секции к другой, в зависимости от того, как разворачиваются идеи у меня в голове.

В качестве финального этапа – как в писательстве, так и в планировании вообще – я показываю черновик кому-то, кому я доверяю, чтобы проверить неучтенные моменты или слабые места, с которыми мне сложно разобраться самой.

@темы: статьи, переводы, СА

URL
Комментарии
2015-01-12 в 06:39 

Кириллица
Как сделать, чтобы в голове стало тепло, сухо и медведь?
спасибо большое, унесла в цитатник, буду ждать продолжения

2015-01-12 в 15:10 

amhran
Кириллица, всегда пожалуйста :)

URL
2015-01-12 в 19:51 

настолько все про меня, что даже не по себе становится (разве что у меня нет собаки, с которой надо гулять)

2015-01-12 в 21:16 

amhran
elhana, про меня тоже очень многое. И я как раз из тех людей, которым планирование не помогает, а напрягает еще больше.

URL
2015-01-12 в 21:27 

amhran, у меня как-то двояко, с одной стороны, я не могу совсем без планирования, но когда пытаюсь составить списки, планы, то или вообще про него забываю, или в итоге по разным причинам не следую ему. И потом, запланировать, что будешь делать в выходные - одно, а составить план будущего текста - совсем иное...

2015-01-13 в 08:55 

Тинтиричка
Человек человеку светом зажигается за окном. (с) Ярк
Способность начать действие – тоже часть исполнительной функции. Поэтому, как вы, наверное, догадались, наличие плана – далеко не панацея.

О даа, планов-то у меня ого-го сколько, а вот как сяду их выполнять, точнее, пытаюсь сесть, тут проблемы сразу. :-))

Например, лично я стараюсь зрительно представить себе результат (чистую комнату, законченный проект, выполненное задание), а затем обдумываю, что нужно сделать, чтобы его достичь. Часто мне помогает, если я делю план на крупные части, а потом продумываю более мелкие шаги, которые нужно сделать для осуществления крупных. Процесс планирования получается нелинейным, но для меня это работает.
Вот у меня тоже это работает, хоть не всегда все равно получается, но представить сначала результат, а потом разложить его на шаги реально хоть немного помогает. Когда я знаю, что конкретно, а не в общем надо сделать, это уже что-то, я могу хотя бы один из шагов начать.
А то когда знаешь, что куча всего навалилась, то страшно, и мозг вообще отказывается соображать, и я в руки себя взять не могу.

Спасибо за статью!

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Letters on the autumn leaves

главная