amhran
Исполнительная функция (часть 4)

Автор: Синтия Ким

Это четвертая (заключительная) часть цикла. В ней я расскажу о последнем элементе группы регуляции – поведенческой гибкости, а затем изложу свои мысли о некоторых моделях исполнительной функции и о том, как взаимосвязаны все ее части.

Поведенческая гибкость

Поведенческая гибкость отвечает за нашу способность меняться и реагировать на внешние перемены. Менять свое мнение. Пересматривать свои взгляды. Справляться с новыми обстоятельствами. Понимать, почему перемены происходят.

В более строгом смысле, это способность перестраивать мышление или переключать внимание в ответ на изменения ситуации или окружающей обстановки (к примеру, когда появляются новые правила, новая информация, новые требования или цели). Если вы когда-нибудь задумывались, почему аутисты так часто склонны к жесткому распорядку и ригидному мышлению – именно поэтому. Перемены требуют гибкости, которой нам не достает. Это не всегда означает, что мы не хотим делать что-то по-другому. Но из-за проблем исполнительной функции нам сложнее адаптироваться к переменам и формировать новые модели поведения.

Как я уже писала, исполнительная функция работает с разной эффективностью в разное время. Поэтому в один день нас не тревожит, что автобус опоздал на пять минут или наша любимая рубашка в стирке, а в другой – малейшее нарушение распорядка равносильно катастрофе. То, что выглядит иррациональным поведением – на самом деле, результат неспособности префронтальной коры мозга справиться с переменами.

От поведенческой гибкости также зависит умение оценивать ситуацию с разных сторон – например, учитывать противоположные точки зрения или разные характеристики предмета. Если подумать, разница между недостатком эмпатии и нарушенной поведенческой гибкостью не так велика. Неспособность видеть точку зрения другого человека – это тоже неспособность взглянуть на ситуацию с разных сторон.

Наконец, к поведенческой гибкости относится умение переключаться между задачами, хотя иногда это считают отдельным компонентом ИФ. Проблемы с переключением – это то, почему нам так трудно перестать играть в «Варкрафт» и идти заниматься обедом. Или снова взяться за дело, когда нас прервали. Поэтому же так часто говорится, что аутичные люди хорошо справляются с однообразной монотонной работой. Дело в том, что мы плохо умеем останавливаться.

Взаимосвязи

Если разобрать исполнительную функцию на составные части, становится очевидно, как тесно они переплетены между собой. Также это во многом помогает понять, как работает аутичный мозг. То, что мы врезаемся в мебель на ходу, плохо переносим перемены или не можем сосредоточиться в шумной обстановке, внезапно обретает причину – дело в нарушенной исполнительной функции.

Зная это, искать решения и проще, и сложнее – по крайней мере, лично мне. Проще, потому что когда я вижу корни проблемы, мне легче найти выход. Сложнее, потому что эти тесные взаимосвязи означают, что я не могу просто «взять и научиться» планировать или сильнее концентрировать внимание. Исполнительная функция – очень сложная сеть. Нельзя залатать наиболее очевидные «прорехи» и надеяться, что все сразу исправится. Иногда мы исправляем проблемы в одной сфере, а они вылезают в другой. Но если понять, как компоненты ИФ взаимодействуют между собой, становится яснее, почему так происходит.

В попытке найти альтернативу такому «латанию прорех» я стала стараться вникнуть в саму суть исполнительной функции. Что такое ИФ на самом деле? Аналогии с командным центром хороши, чтобы в общих чертах понять, за что она отвечает. Но как она на самом деле работает? Каков ее механизм?

Есть разные модели, описывающие нарушения исполнительной функции. Например, модель «засорившейся воронки». Ее гипотеза состоит в том, что каналы приема информации гораздо шире, чем каналы обработки – как воронка с широкими краями и узким горлом – что приводит к задержке информации и мешает ее обрабатывать. Это довольно примитивная аналогия, которая не учитывает, что обработка как раз происходит, и «внутрь», на самом деле, попадает очень много информации. Только не всегда той, которая нужна. Если на то пошло, более точной метафорой был бы извилистый лабиринт для хомяка. По крайней мере, нечто похожее происходит в моем мозгу, когда дело касается фильтрации информации.

Иногда исполнительная функция описывается как совокупность процессов, соединяющих прошлый опыт с настоящим действием. Это интересная формулировка, но она также кажется неполной. Нарушения ИФ действительно часто выглядят как неумение обобщать и делать выводы. Когда мы совершаем ошибку (признак того, что ИФ дала сбой), зачастую это не принципиально новая ошибка, а вариация на тему предыдущих.

Поскольку мне сложно обобщать ситуации, я не могу предвидеть собственные промахи, полагаясь на прошлый опыт. Вместо общих принципов я руководствуюсь набором конкретных правил. Из-за этого может показаться, что проблемы моей исполнительной функции – в неспособности предсказать результат на основе предыдущего опыта. Но не все так просто.

Предыдущий опыт не связан напрямую с избирательным вниманием или фильтрацией сенсорной информации. Он не касается проблем рабочей памяти или начинания действий. Можно утверждать, что способность учитывать негативные последствия несделанных дел – это и есть, в каком-то смысле, соотнесение прошлого и настоящего – если вы сталкивались с такими последствиями в прошлом. Но, думаю, только люди, не знакомые с нарушениями ИФ, могут посчитать, что в этом и есть корень проблемы.

Все то время, что я собирала материал и писала эти статьи, я старалась найти какую-либо связующую нить, которая соединила бы все аспекты исполнительной функции. Ближайшее, что мне приходит в голову – это осознавание. Раз за разом я совершаю что-то, ведущее к не самому желательному результату, а потом думаю: «Как я не могла это предвидеть?» В этом для меня вся суть нарушенной исполнительной функции.

Мое осознание окружающего мира и самой себя временами словно притупляется, и в результате почти всегда исполнительная функция дает сбой. Мне сложно отфильтровывать всю массу внешней и внутренней информации, чтобы верно расставить приоритеты и выделить самое важное. Когда это удается, мне сразу становится понятно, что нужно сделать, а чего избежать. Но вовремя выделить эту необходимую информацию и сконцентрировать на ней свое внимание – в этом и кроется корень моих проблем с исполнительной функцией.

@темы: статьи, переводы, СА