amhran
Исполнительная функция: стратегии (часть 2)

Автор: Синтия Ким

5. Архивы

Я одна из тех людей, которые обожают все хранить. Мое любимое новогоднее занятие – наводить порядок в своем шкафу с документами. До всеобщей компьютеризации у меня было два архивных шкафа (по четыре ящика в каждом) и огромный, просто громадный несгораемый шкаф, который достался нам, когда мы купили очень старый дом.

Сейчас в моем шкафу всего два ящика, поскольку основная часть информации хранится в электронном виде. Но, будучи консерватором, я по-прежнему распечатываю и сохраняю наиболее важные документы. То, что не относится к текущим делам, отправляется в коробки, помеченные годом и темой. Это может показаться излишним, пока кому-нибудь (например, налоговой службе) не придет в голову затребовать документы давностью в несколько лет.

Буквально пару месяцев назад я получила письмо из налоговой, которое показалось мне бессмысленным. За 15 минут я сумела отыскать документы двухлетней давности, о которых в нем говорилось, и увидеть, что в налоговой допустили ошибку. Я позвонила туда и убедилась в своей правоте, а документы отправились обратно в коробку. Пожалуй, я ощутила некоторое торжество.

Моя «файловая система» проста: подвесные папки, подписанные темами достаточно общими, чтобы мне не пришлось перебирать их десятками, но достаточно конкретными, чтобы каждая папка была не толще полудюйма. Документы туда складываются без какого-то особого порядка. Иногда я использую тонкие бумажные папки для создания подразделов, если есть необходимость.

Моя система меня устраивает, хотя некоторые считают ее недостаточно организованной. Но мне помогает еще и то, что я прекрасно помню, куда я что положила и зачем.

6. Промежуточные и «мнимые» сроки

Если проект состоит из многих этапов или занимает по времени больше дня или двух, я устанавливаю для себя несколько промежуточных сроков. Этот метод был особенно полезен в те четыре года, когда я училась в колледже и одновременно работала на полную ставку. Чтобы выдержать учебную и рабочую нагрузку, я вела отдельный календарь домашних заданий с несколькими промежуточными напоминаниями. Я устанавливала сроки, когда нужно начать работать над заданием, когда переходить к следующему этапу, и когда его нужно сдать.

Часто промежуточные этапы имеют значение лишь для меня. Преподавателям был важен только срок сдачи, их не касалось, что я начинала работать над презентацией за три недели, а полный черновик был готов за неделю до срока. Но для меня эти «мнимые дедлайны» – эффективный способ справляться с большими заданиями.

Тот же метод я применяю и в работе. Я разбиваю многомесячные проекты на части и ставлю цели – например, «20 страниц в неделю» или «одна глава в день». Мне это помогает не только стабильно продвигаться в работе, но и преодолевать сложности с восприятием длительных промежутков времени. У меня гораздо больше мотивации, если я знаю, что у меня есть четкий шестинедельный план для работы над 120-страничным проектом, чем если я буду тянуть его, не имея представления, когда закончу.

7. Поэтапное планирование

Взяться за какое-то дело бывает сложно. Иногда проблема в планировании. Иногда это трудности именно с начинанием действий. Часто причина и в том, и в другом.

Я собиралась сказать, что у меня нет эффективных методов планирования, но потом поняла, что списки и напоминания – это и есть мой способ планирования. Я не умею рассуждать в стиле «надо сесть и составить план», мой мыслительный процесс работает иначе. Я планирую постепенно.

Что это означает? Обычно я начинаю с простого подготовительного шага, чтобы подтолкнуть саму себя в нужном направлении. Иногда я делаю какие-то начальные пометки, но не всегда. Затем оставляю все это «вариться на медленном огне». Когда у меня возникает идея, связанная с проектом, я отмечаю ее и некоторое время обдумываю. Если больше ничего не приходит в голову, оставляю «вариться» дальше. Через несколько таких итераций идея «закипает», и я могу сформулировать окончательный план.

Если объяснение кажется слишком метафорическим, вот конкретный пример:

На прошлой неделе я получила от корректора вычитку своей книги с пометками для финальных исправлений. Если я возьмусь за это дело без подготовки, я могу просто впасть в панику. Это серьезная и важная задача, на которую понадобится много часов. Я отметила для себя, что срок сдачи в начале августа, закрыла письмо и сделала несколько глубоких вдохов.

На следующее утро я сделала подготовительный шаг: распечатала замечания корректора, а файл PDF загрузила в планшет.

Потом я оставила эту задачу «на медленном огне». В течение дня я время от времени обдумывала, как лучше подойти к процессу редактирования. Первым побуждением было отложить это до выходных и сделать все в один заход. Это потребовало бы огромных усилий и могло привести к плачевному результату. Я отметила такой вариант как наихудший и продолжила думать.

Спустя какое-то время, пока я поливала тыквы возле дома и размышляла о вариантах, я поняла, что могла бы редактировать по главе в день. Тогда я успею сделать все в срок, и останется несколько дней про запас. Хотя результат будет небыстрым, он будет более качественным. К тому же, я точно знала, что справиться с одной главой в день мне вполне по силам, а реально ли успеть все за выходные – большой вопрос. Я пошла в дом и записала свой план в Todoist – редактировать по главе в день, начиная с завтрашнего дня.

Опыт показывает, что лучше всего я планирую, когда не тороплю события. Если я сама себя подгоняю, часто я останавливаюсь на первом же варианте, который приходит в голову (обычно это не лучший вариант). В приведенном примере первоначальный план лишил бы меня выходных и оставил совершенно без сил. Окончательный же вариант требовал умеренных усилий и позволял работать над каждой главой не спеша и на свежую голову.

По этому поводу я расскажу еще об одном приеме, который прекрасно помогает мне справляться с серьезными и пугающими делами. Например, с наведением порядка на кухне.

8. Начать с малого

Если у вас проблемы с исполнительной функцией, вам может быть сложно начать большое дело. Я обнаружила, что могу перехитрить себя, мысленно сказав, что сделаю только одну маленькую вещь. Например:

В один из дней я захожу на кухню, чтобы приготовить на завтрак смузи, и обнаруживаю, что раковина заполнена вчерашней грязной посудой, а посудомоечная машина занята чистой. Мысль о том, что нужно убрать чистую посуду, грязную загрузить в машину, а то, что нельзя в машине, помыть вручную, повергает в уныние.

Я стою, размышляя над своей проблемой (стыдно признать, но в 7 утра это действительно кажется непосильной задачей), и тут вспоминаю – мне ведь нужны стаканы для смузи. И я вынимаю их из машины.

Теперь посудомоечная машина открыта, и пока работает блендер, я решаю убрать остальные стаканы в шкафчик, освободив верхнюю решетку. «Полдела сделано. Какое облегчение.» И все это за 60 секунд, которые я иначе простояла бы без дела, глядя на работающий блендер.

Вдохновившись прогрессом, я освобождаю нижний ряд посудомойки, пока блендер работает в режиме самоочистки. Еще 60 секунд и – ура! – машина пуста. Теперь задача освободить раковину кажется куда более легкой. Я переношу стаканы и тарелки в посудомойку, оставив только сковороду и некоторые принадлежности. «Раз уж все равно споласкивать блендер, я могу заодно помыть и все остальное», – говорю я себе.

Задача решена.

В итоге на все это ушло меньше пяти минут. Меня пугало не время, которое нужно затратить, а количество действий и необходимость их начать. Выполняя по одному шагу за раз, я упростила весь процесс. Маленькое конкретное действие – убрать восемь стаканов – кажется куда более простым, чем неопределенная мысль о том, что надо бы навести здесь порядок.

–––

Этот пост уже слишком разросся, поэтому я остановлюсь. Даже если приемы, которые я использую, не так уж новы и полезны, надеюсь, они послужили иллюстрацией, как можно справляться с проблемами исполнительной функции в повседневной жизни.

Люди часто полагают, что если у меня свой бизнес, то я, должно быть, «очень высокофункциональная» или не такая уж аутичная. Реальность гораздо сложнее. Чтобы компенсировать свои проблемы исполнительной функции, мне пришлось научиться быть чрезвычайно организованной и создавать двойные и тройные меры подстраховки в тех местах, где я чаще всего допускаю промахи.

Как следствие, мои приемы направлены на те области, с которыми у меня больше всего проблем: планирование, начало действий, внимание, рабочая память и организация. Возможно, это те области, которые мне оказалось легче всего компенсировать. С проблемами поведенческой гибкости и слежением за собственными действиями мне сложно справиться до сих пор.

@темы: СА, переводы, статьи