(продолжение)
Еще одна причина, по которой наш аутизм не всегда заметен, заключается в том, что наши специнтересы обычно попадают в категорию «нормальных» девичьих увлечений – книги, музыка, рисование, животные. Отличается лишь степень нашей увлеченности, та страсть, с которой мы погружаемся в любимое занятие. Хотя я не сразу начала писать собственные рассказы и песни, я читала с такой жадностью, словно от этого зависела моя жизнь. Я притворялась больной, чтобы не идти в школу, а остаться дома и почитать. Я таскала в свою комнату еду, чтобы не отрываться от книги. Если бы могла, я бы и в туалет не выходила, лишь бы продолжать читать.
Почему мы читаем (играем, рисуем и т. д.) с такой страстью? Мы заполняем свой ум знаниями с той же жадностью, с какой другие набивают желудок едой. Информация спасает от чувства растерянности, которое многие из нас испытывают при взаимодействии с людьми. Она позволяет сфокусироваться, отгородиться от внешних раздражителей дома, в школе, в магазине и т. д. Мы полностью контролируем, какой объем информации готовы принять, в отличие от общения с людьми, которое бывает непредсказуемым и неконтролируемым. (Даже те из нас, кто живет в своей раковине и редко выглядывает наружу, может иметь богатую внутреннюю жизнь и при этом не нуждаться в частом контакте с кем-то.)
читать дальшеИнформация заполняет пустоту, потому что в юности у нас зачастую нет четкого осознания своей личности. Мы ощущаем необходимость учиться и создавать, но нельзя по-настоящему создать что-то, не изучив как следует то, что уже существует. В своей книге “Thinking in Pictures” («Мыслить образами») Темпл Грандин (2006) говорит, что училась создавать инженерные чертежи, копируя работы другого инженера. Вскоре она начала создавать собственные очень сложные проекты, не имея никакого специального образования.
Одержимость интересами – иллюстрация нашей способности неотрывно концентрировать внимание на чем-либо. Сейчас педагоги и врачи начинают понимать, что это достоинство, а не недостаток, и его нужно поддерживать, а не отвергать. Как говорит Грандин, мы должны работать с тем, что мы умеем, а не с тем, чего не можем. Это ключ к нашему будущему – к тому, кем мы можем стать. Когда мы увлечены своим делом, нам трудно вовремя сделать перерыв, мы забываем поесть, привести себя в порядок, подышать свежим воздухом или сделать зарядку. Это может помешать нам получить работу, удержаться на ней или заниматься иной важной деятельностью. Действительно ли причина этого кроется в исполнительной дисфункции? Или она гораздо глубже?
«Только тогда я ощущаю себя единым целым, и ничто иное не имеет значения.» (Camilla)
«Когда я поглощена своей страстью, я теряю всякое ощущение времени или того, что на планете есть еще кто-то кроме меня. Это словно другое измерение.» (Heather)
В отличие от мальчиков с синдромом Аспергера, наши интересы не так необычны и со стороны могут выглядеть более понятными. Если девочка запоем читает книги, это не так настораживает родителей или врачей, как увлечение различными типами самолетных двигателей, созданных с 1940 по 1945 годы. Окружающие не всегда замечают, что за дверью своей комнаты мы перечитываем одну и ту же книгу в 124-й раз, потому что просто помешаны на ней. Однако, интересы некоторых девочек-аспи действительно могут быть необычными.
«Я была помешана на пещерных известняковых образованиях. Меня никогда не интересовали мультфильмы или сказки.» (Kes)
«Я обожала бейсбол и с легкостью запоминала статистику игр.» (Kiley)
«Я могла назвать марку любой машины на дороге, когда мне не было и двух лет.» (Pokegran)
Еще одно различие между девочками-аспи и нейротипичными – в том, что последние обычно вырастают из своих детских увлечений и находят более подходящие возрасту занятия. Мы занимаемся одним и тем же всю свою жизнь. Но это необязательно плохо. Если бы Моцарт не был одержим музыкой, мир стал бы беднее без его произведений. Темпл Грандин, Альберт Эйнштейн, даже Дэн Эйкройд меняли и меняют мир своим аспергианским способом. Я уверена, что среди женщин-ученых, писателей и т. д., было немало аспи, которые внесли большой вклад в культуру и прогресс, благодаря той целеустремленности и концентрации внимания, которую дает СА. Мы не можем знать наверняка, кто из выдающихся людей прошлого был аспи. Будущее же зависит от нас. Вы можете стать одной из первых женщин, знающих о своей аутичности, кто возглавит знаменитую рок-группу, станет автором бестселлеров, кинорежиссером и т. д.
Совет девочкам-аспи
Не позволяйте мнению окружающих мешать вам делать то, что вы умеете и любите. Найти себя и заниматься любимым делом важнее, чем быть популярным и вписываться в компанию.
Исполнительная дисфункция действительно влияет на жизнь многих из нас. Мы не всегда знаем, как вовремя начать или прекратить какое-либо действие. Когда мы увлечены чем-то, мы часто забываем поесть, причесаться, погулять, отдохнуть. Даже необходимость ходить на работу или в школу для нас – раздражающая помеха, отвлекающая от любимого занятия. Составьте режим, возьмите в привычку делать перерывы на питание, гигиену и физические упражнения. Это необходимо для вашего психического и физического здоровья – вам нужно поддерживать свой замечательный аспи-мозг, а значит, и ваше тело, в прекрасном состоянии. Кроме того, это придаст вам уверенности при взаимодействии с внешним миром.
Не волнуйтесь, если у вас нет феноменальных навыков – даже если ваши увлечения пассивны, в дальнейшем это может перерасти в полезное занятие. Например, страсть к просмотру фильмов может побудить вас поступить в киношколу и позволит вам стать монтажером, кинокритиком или даже актрисой. Старайтесь превратить пассивное увлечение в деятельное. И, хотя бы мимоходом, интересуйтесь другими вещами. Чем больше вы знаете о жизни, тем больше у вас будет возможностей, и тем комфортнее вам будет иметь дело с разными людьми в разных ситуациях.
Совет родителям
Одобряйте и поддерживайте все увлечения вашей дочери, потому что они – основа ее комфорта, ее уверенности в себе, ее счастья и, может быть, даже ее гениальности. Скорее всего, они же и укажут путь к будущей карьере.
Не критикуйте ее за то, что она ведет себя как «книжный червь» или чрезмерно увлечена чем-либо. Она хочет вас радовать, но может это делать только будучи собой. Она может пытаться быть кем-то другим, отражать то, что хотят в ней видеть люди, но это не ее суть. Такая, как есть, она – ваша гордость.
У нее может и не быть очевидных выдающихся талантов. Одна из опрошенных мной женщин-аспи, профессор университета, сказала, что у нее нет феноменальных навыков. Однако, ее долгая и успешная карьера в сфере высшего образования подтверждает, что она обладает той целеустремленностью и способностью концентрироваться, которые я причисляю к талантам аспи. По мере взросления ваша дочь будет развиваться и раскрываться, и вместе с этим проявится и область ее интересов.