Написано с расчетом на американскую систему образования, но, тем не менее, многое очень знакомо.
Глава 10
Высшее образование
Университет или колледж – это нечто совсем иное, чем школа. Предметы зависят от нашего выбора специальности, они более сложны, но у нас больше свободы, и никого особенно не волнует, как мы распоряжаемся своим временем, если мы все сдаем в срок. Поначалу это кажется раем, и мы полны энтузиазма, но вскоре обычные проблемы СА вновь дают о себе знать. Они словно говорят: «Помнишь нас? Ты думала, что избавилась от нас, но мы еще здесь!»
читать дальшеПокинуть дом, вести самостоятельную жизнь, соблюдать учебный график и, может быть, при этом подрабатывать – все это достаточно сложно для любого юноши или девушки. Для аспи это и вовсе может оказаться ошеломляющим.
Помимо обычных сложностей общения, возможно, вы не увидите ни единого знакомого лица (хотя для кого-то это может быть облегчением). Жизнь в общежитии лишает нас личного пространства, обостряет сенсорные проблемы и приводит к тому, что мы страдаем от нехватки сна. При этом нужно помнить о сроках сдачи, справляться с многочисленными заданиями и т. д. Это лишь некоторые из проблем, с которыми мы сталкиваемся. Кому-то из нас будет сложно поддерживать собственную мотивацию, и нагрузка будет казаться непомерной. Другие аспи, наоборот, будут чувствовать себя как рыба в воде – четкие цели, строгий распорядок и знания, знания, знания!
«В университете я чувствовала себя превосходно! В школе полно глупых правил и требований, и это приходится терпеть целый день. В университете, хочешь – ходишь на лекции, не хочешь – не ходишь, главное, чтобы все было сдано вовремя.» (Widders)
Успешность аспи-девочки будет зависеть и от ее индивидуальных проблем, и от самого учебного заведения.
«С сентября я пишу докторскую диссертацию. Первые два года учебы я провалила. Это был огромный государственный университет с лекционными залами на 600 человек, и я просто не справлялась. Потом я перешла в другой, поменьше, и там было очень хорошо. Мне пришлось учиться дольше, но это того стоило… Теперь у меня хорошая поддержка.» (Andi)
Из-за нашей жажды знаний и переменчивой натуры наши интересы могут меняться быстро и радикально, и мы не всегда знаем, что хотим изучать. Некоторые из нас несколько раз меняют специальность, но в итоге, в большинстве своем, мы возвращаемся к самым ранним своим увлечениям. Многие из нас с детства знают, кем хотят быть. Если мы идем к цели с характерным для нас упорством и не отвлекаемся, у нас есть хорошие шансы на успех. Если вы знаете себя и знаете, что вам нужно, это облегчит вашу задачу. В книге «Синдром Аспергера и работа» (2010) я упоминаю о необходимости определить наиболее острые проблемы вашей будущей карьеры – триггеры, которые будут провоцировать аутичную реакцию, которые могут помешать вам получать удовольствие от работы, ослабить ваш энтузиазм и способности. Триггеры будут всегда, но если работа связана с тем, чем вы искренне увлечены, шансов на успех будет больше.
«Я изучаю проектирование интерактивных систем. Не могу представить, чтобы я занималась чем-то еще.» (Andi)
Многие из нас обнаруживают в себе интерес к психологии и профессиям, связанным с оказанием помощи людям. Часто это происходит либо благодаря нашему диагнозу, либо оттого, что мы находимся в его поиске. В нас просыпается желание помогать другим, потому что мы знаем, как нелегко бывает нам самим.
«Сейчас я учусь на психолога. Раньше я хотела стать ветеринаром, но потом мой интерес к биологии пропал, и я очень увлеклась психологией. Мой диагноз сильно повлиял на это.» (Shannon)
«Я училась на композиторском отделении в консерватории, но после того, как побывала в больнице, я поняла, что на самом деле хочу быть медсестрой. Сейчас я уже два года учусь в медицинском.» (Kylli)
Сочетание высокого интеллекта, низкой самооценки и большого рвения приводит к тому, что иногда мы берем на себя больше, чем можем вынести. Когда речь идет о женском СА, очень важно понимать следующее: окружающие рассчитывают, что мы будем сильными и трудоспособными, исходя из нашего ума и внешней нормальности. К сожалению, часто мы и сами предъявляем к себе те же требования. Но даже если что-то по силам нашему интеллекту, это не значит, что мы справимся с этим физически или эмоционально. Нам нужно больше времени, больше сил. Запас прочности у нас меньше, чем у большинства людей.
«Я училась одновременно на двух специальностях – журналистика и английская литература. Я перегружала себя, потому что ощущала, что должна это делать. Занятия включали в себя практику и исследования. За те два года у меня было вдвое больше лекций, чем у большинства других студентов, но у меня были высокие баллы. Однако, потом я перестала справляться. Мне дали испытательный срок (из-за неуспеваемости), а под конец я разозлила декана какой-то выходкой. В итоге, мне пришлось уйти.» (Dame Kev)
«В последний год школы я была лучше всех в классе. Потом я три раза пыталась поступить в колледж. В итоге оказалась в психбольнице. Я не могла справиться с требованиями к поступлению и не могла иметь дело с людьми. Я бросила попытки продолжить учебу.» (Camilla)
Отделы социальной адаптации. В отделах социальной адаптации некоторых университетов нет достаточного понимания, что такое аутизм и синдром Аспергера. У кого-то из персонала есть общее представление о СА, тогда как другие не знают почти ничего и ссылаются на нехватку финансирования для обучения сотрудников. Когда я позвонила в один университет, чтобы задать несколько вопросов, и сказала, что у меня СА, со мной начали разговаривать чуть ли не по слогам, как с умственно отсталой.
Уровень помощи, которую вы получите, зависит от того, насколько эти люди знакомы с аутизмом. Те, кто не сталкивались с этим лично и не общались ни с одним аутистом, не будут знать, что это такое, если они не прошли специальное обучение.
Синдром Аспергера – не инвалидность, но, в каком-то смысле, это ограничение возможностей. Никто не может сказать человеку в коляске, что он должен подняться по лестнице, если хочет попасть на второй этаж. Но когда мы пытаемся объяснить наши проблемы, например, трудности восприятия или общения, то обычно получаем ответ: «постарайтесь потерпеть» или «вам нужно постараться ладить с людьми». Разумеется, нужно, но никто не говорит, как это сделать, чтобы это соответствовало нашим возможностям. Кроме того, часто оказывается, что другие люди не заинтересованы в том, чтобы ладить с нами. И все же, вы должны хотя бы попытаться получить какую-либо помощь – отсрочку при сдаче заданий, больше времени на тестах, консультацию психолога, разбирающегося в СА.
«Я жила в общежитии, и мне было очень тяжело без моих питомцев. Теперь мне дают собаку для эмоциональной поддержки, которая может жить со мной.» (Shannon)
«Мне разрешено пользоваться ноутбуком на всех лекциях. Преподаватель дает мне план занятий, чтобы я знала, на чем нужно заострить внимание. Я также могу обратиться в отдел адаптации и объяснить, какие проблемы может вызывать мой СА.» (Ata)
«Высшее образование было для меня бесконечным испытанием. Когда я сообщила о своем диагнозе и предоставила справки от врача и психотерапевта в отдел адаптации, понимания я не встретила. Мне сказали, что не могут создать для меня подходящие условия. Учеба сама по себе не проблема, но необходимость иметь дело с людьми сводит меня с ума. В нашей системе образования до сих пор не понимают проблем людей аутистического спектра, особенно взрослых.» (Brandi)
"Aspergirls" Глава 10, часть 1
Написано с расчетом на американскую систему образования, но, тем не менее, многое очень знакомо.
Глава 10
Высшее образование
Университет или колледж – это нечто совсем иное, чем школа. Предметы зависят от нашего выбора специальности, они более сложны, но у нас больше свободы, и никого особенно не волнует, как мы распоряжаемся своим временем, если мы все сдаем в срок. Поначалу это кажется раем, и мы полны энтузиазма, но вскоре обычные проблемы СА вновь дают о себе знать. Они словно говорят: «Помнишь нас? Ты думала, что избавилась от нас, но мы еще здесь!»
читать дальше
Глава 10
Высшее образование
Университет или колледж – это нечто совсем иное, чем школа. Предметы зависят от нашего выбора специальности, они более сложны, но у нас больше свободы, и никого особенно не волнует, как мы распоряжаемся своим временем, если мы все сдаем в срок. Поначалу это кажется раем, и мы полны энтузиазма, но вскоре обычные проблемы СА вновь дают о себе знать. Они словно говорят: «Помнишь нас? Ты думала, что избавилась от нас, но мы еще здесь!»
читать дальше