Глава 17
Эмоциональные срывы
Эмоциональным срывам подвержены и мужчины, и женщины аутистического спектра. В обществе считается неприличным давать волю эмоциям, и если вспыльчивость мужчины в глазах окружающих еще может выглядеть обоснованной, то женщина, вышедшая из себя, автоматически получает ярлык истерички и «ненормальной». Если это происходит на публике, люди, скорее всего, решат, что у нее проблемы с психикой. Если у нее нет каких-то видимых проблем, никому и в голову не придет, что причиной может быть аутизм.
читать дальше«Люди считают, если девочка плохо контролирует свои эмоции, то она избалована или пытается привлечь к себе внимание. Другими словами, в их глазах, это проблема воспитания и дисциплины.» (Stella)
Мне случалось видеть эмоциональные срывы других людей, и их реакция на ситуацию казалась мне преувеличенной. При этом мои собственные срывы всегда казались мне обоснованными. Уверена, для них было так же. Почему же это случается? Почему мы не можем сдержать себя? Не то чтобы мы просыпались утром и думали: «Устрою-ка я сегодня истерику». Это просто происходит. Всплеск наших эмоций может быть вызван сочетанием многих факторов – сенсорных, эмоциональных или связанных с общением. Например, поход на вечеринку с громкой музыкой и большим количеством людей. Или попытка обменять некачественный товар в шумном магазине с несговорчивым продавцом. Неожиданные перемены в распорядке или образе жизни тоже могут стать причиной – переезд, поездка в отпуск, выход на новую работу или начало новых отношений. Однако, чаще всего, срыв – это всплеск гнева, а за любым гневом скрывается боль, которая долгое время копилась и зрела внутри.
«Я ощущаю нервозность и физическое напряжение. Все это копится в течение дня… а потом вырывается наружу. Эти срывы, как ни стыдно признавать, похожи на истерику ребенка в магазине, когда ему не хотят купить игрушку.» (Brandi)
Эмоциональный срыв обычно не так тяжел, как депрессивный, и его приближение происходит быстрее. Это больше похоже на растущее напряжение, ощущение наэлектризованности. В моем случае, я чувствую, как нарастает злость и раздражение, иногда начинает кружиться голова, сбивается дыхание. Если при этом я не теряю речь, мой тон становится саркастическим и язвительным. Возможно, со стороны срыв нельзя предугадать вплоть до самого наступления. А потом в моей голове словно сгущаются тучи, и это становится заметно по моим глазам – ураган Руди неминуем. Он обрушивается внезапно, и я почти не могу это контролировать. Эмоциональный срыв – это слезы, крики, ругательства и ярость. Иногда мы говорим то, что не хотели говорить, но в этот момент это кажется правдой. Когда весь сдерживаемый гнев и раздражение вырывается на поверхность, это может быть страшно. В такие моменты мы действительно «сеем хаос и разрушения». На ум приходит «Кэрри» Стивена Кинга.
Наши эмоции обнажены, как у детей. И как дети кричат «Так не честно!», так и для нас одна из многих причин, способных вызвать эмоциональный срыв – это чувство обманутости.
«На перерыве в колледже мы играли в карты, и я поймала своего друга на жульничестве. Это была несерьезная игра – просто, чтобы занять время. Но я совершенно вышла из себя, начала колотить его, а потом потеряла сознание. Остальные потом сказали, что он был настолько ошеломлен, что даже не пытался защититься или ударить меня в ответ. Я помню срыв, но драки не помню. Когда я пришла в себя, надо мной стояла медсестра.» (Dame Kev)
Несправедливость по отношению к другим также может пробудить в нас гнев. В детстве я любила фильмы с Клинтом Иствудом и Чарльзом Бронсоном за то, что негодяи там никогда не уходили безнаказанными. (Позже я поверила в карму, иначе, наверное, ходила бы по улице в пончо и с нунчаками.) Когда мне было 14 лет, я узнала, что отец моей подруги принуждает ее к сексу. Я хотела спрятать ее у себя дома, но он пришел за ней, и я сорвалась. Мне хотелось убить его, но я выместила гнев на его машине, исколотив ее голыми руками. Я не чувствовала боли, но по всему кузову остались большие вмятины.
Мы больше подвержены срывам, когда голодны. Классический пример – дети в супермаркете. Слишком много раздражителей – свет, люди, музыка, шум… и все эти полки с продуктами. Еще одно рискованное место – ресторан.
«У меня может случиться срыв, когда я долго не ем. Однажды я начала угрожать людям, что побью их, если очередь не сдвинется.» (Elfinia)
«Я пошла в небольшой мексиканский ресторан и заказала тортилью с авокадо, но по каким-то причинам они не могли ее приготовить. Меня разозлило, что я не могу заказать ничего другого, так как я вегетарианка. Я разрыдалась при всех и после весь день чувствовала себя настолько ужасно, что даже тошнило.» (Olive)
Еще одна причина срыва – несправедливое обвинение. Однако, если мы выходим из себя, мы кажемся опасными или несдержанными, что только усиливает негативное мнение о нас.
«Примерно год назад мой сын посещал детские занятия в YMCA (Молодежной христианской организации), и инструктор заподозрил, что дома я его бью. То, что у людей, к которым я вожу его для эмоциональной поддержки, возникло такое подозрение, показалось мне просто чудовищным. Я была настолько оскорблена, что вышла из себя и начала кричать на них и говорить очень неприятные вещи. У меня был какой-то неестественный саркастический тон голоса, что только усилило их подозрения. Моего сына забрала служба защиты детей, и я целый месяц его не видела. Я даже представить не могла, что все это приведет к разбирательствам с полицией и судом.» (Ann Marie)
Чем более нелепо обвинение, тем сильнее будет наш срыв. К сожалению, гнев только усугубляет ситуацию и заставляет нас выглядеть виноватыми в глазах тех, кто незнаком с синдромом Аспергера.
Еще одной причиной может стать финансовый обман. Рекламные акции, обещающие то, что не соответствует действительности; заказчики, которые отказываются платить; люди, которые берут деньги или вещи в долг и не возвращают.
«Худший срыв за последние несколько лет произошел у меня из-за женщины, для которой я ухаживала за садом. Она решила заплатить мне только половину того, о чем мы договаривались, но сказала об этом лишь после того, как я полдня проработала под палящим солнцем. Я рыдала как ребенок от несправедливости. Наверное, вся улица слышала.» (Tandy)
И, конечно, эмоциональная и сенсорная перегрузка:
«У меня случаются срывы, когда люди раздражают меня своей глупостью, или когда людей вокруг слишком много, а я не могу уйти. Самые сильные срывы бывают у меня во время совещаний на работе. Директор библиотеки проводил со мной специальную беседу по этому поводу. В такие моменты я произвожу довольно пугающее впечатление, и меня невозможно остановить.» (Siv)
Эмоциональные срывы могут напоминать детские истерики, но если вам больше 18 лет, то, в соответствии с законом, вы – взрослый человек, и должны вести себя как взрослый.
«У нас в доме был ремонт. Рабочие приходили, уходили, грохотали, в носу стоял невыносимый запах краски – все эти перемены, все эти ощущения и обстановка, которую я не могла контролировать. У меня было чувство, словно с меня содрали кожу. Я не могла думать. Когда ко мне подошел отец, я ударила его в лицо. Мой парень вызвал полицию. Они вломились в дверь, повалили меня на пол в коридоре. Я запаниковала, звуки и ощущения в голове смешались, как статика между двумя радиостанциями. Я продолжала твердить себе: «Я не должна сорваться. Я должна сохранить речь, иначе будет еще хуже. Почему я не могу успокоиться?» Это стыд, страх, паника и боль… Меня отвезли в психиатрическую лечебницу, там сочли, что я неопасна для окружающих, и отпустили. Я прекрасно понимаю, что агрессия неприемлема – физическая или иная. И я знаю, что синдром Аспергера – не оправдание, и он не снимает с меня ответственности за мои поступки.» (Stella)
Срыв может быть вызван и физическими действиями – как болезненными, например, на приеме у стоматолога, так и теми, что, по идее, должны быть приятны или связаны с уходом за собой – например, действия парикмахеров, массажистов или маникюрщиц.
Еще одна причина – растерянность, паника или сильный страх. Не так давно я забыла свой бумажник на пункте пропуска в аэропорту. Учитывая, что со мной были две собаки и ноутбук, нельзя сказать, что я путешествовала налегке. Запутавшись, я оставила свой бумажник на сканере, через который проходит ручная кладь. Оказавшись в самолете, я стала искать его и впала в панику. Я начала вытаскивать вещи из сумки и сваливать их на сиденье. Не обнаружив его, я кинулась из самолета, расталкивая людей и совершенно о них не думая. Мне удавалось удержаться от полной истерики лишь потому, что я боялась, что охрана аэропорта вообще высадит меня с рейса. Позже, когда бумажник нашли и вернули, и мы приготовились к полету, я спросила у пассажирки в соседнем кресле, как для нее выглядела ситуация со стороны.
«Было видно, что с вами что-то не так, но я не могла понять, что. Вы были очень растеряны, а взгляд блуждал где-то далеко. Я пыталась заговорить с вами, что-то сказать, но вы не слышали, а только повторяли: «Мне нужен бумажник, мне нужен бумажник». Я чувствовала себя беспомощной.» (Nancy)
Беспомощность – именно то чувство, которое часто испытывают люди, ставшие свидетелями срыва. Если человек не вовлечен в ситуацию (или не находится с вами в самолете), он может просто уйти. Но если вы живете с кем-то и находитесь рядом ежедневно, это неизбежно будет влиять на ваши отношения с этим человеком и на его собственное душевное состояние.
Вот что говорит мой парень Майк:
«Когда у нее начинается срыв, я чувствую себя беспомощным. Я не в силах как-то ее успокоить. Это страшно. Она не слышит, что я говорю – для нее это как белый шум. Это все равно что пытаться остановить океанскую волну, которая идет на вас – что вы станете делать? Вы ныряете на глубину, чтобы вас не снесло, и ждете, пока волна пройдет. Хочется чем-то помочь, но приходится ждать, пока буря стихнет. А после наступает опустошение.»
"Aspergirls" Глава 17, часть 1
Глава 17
Эмоциональные срывы
Эмоциональным срывам подвержены и мужчины, и женщины аутистического спектра. В обществе считается неприличным давать волю эмоциям, и если вспыльчивость мужчины в глазах окружающих еще может выглядеть обоснованной, то женщина, вышедшая из себя, автоматически получает ярлык истерички и «ненормальной». Если это происходит на публике, люди, скорее всего, решат, что у нее проблемы с психикой. Если у нее нет каких-то видимых проблем, никому и в голову не придет, что причиной может быть аутизм.
читать дальше
Эмоциональные срывы
Эмоциональным срывам подвержены и мужчины, и женщины аутистического спектра. В обществе считается неприличным давать волю эмоциям, и если вспыльчивость мужчины в глазах окружающих еще может выглядеть обоснованной, то женщина, вышедшая из себя, автоматически получает ярлык истерички и «ненормальной». Если это происходит на публике, люди, скорее всего, решат, что у нее проблемы с психикой. Если у нее нет каких-то видимых проблем, никому и в голову не придет, что причиной может быть аутизм.
читать дальше