Это последнее приложение. Ура, книга закончена. Осталось еще раз отредактировать, собрать в PDF и отдать на какой-нибудь сайт (скорее всего, aspergers.ru, поскольку они уже брали мои переводы).Приложение VI
Советы близким людям и окружающимКогда у моей дочери диагностировали синдром Аспергера, врачи дали мне замечательный совет. Они сказали, что отныне мы с мужем должны стать экспертами по СА, ведь нам предстоит быть ее главными адвокатами во всем. И этот совет не теряет своей актуальности ни на миг. Основная масса людей практически не имеет представления о СА. И я убедилась, что в этом и заключается главная проблема – в необходимости понимания и принятия. Не зная симптомов, проявлений и признаков, порой даже противоречащих друг другу, невозможно распознать человека с СА и оказать ему поддержку. Знание – вот ключ к решению проблемы, и этот ключ легко доступен. Уже сейчас существует множество международных, национальных, региональных и местных групп поддержки людей с синдромом Аспергера.
Интернет – это виртуальная библиотека. Существуют десятки сайтов, посвященных исследованиям СА, личному опыту, медицинским рекомендациям, советам, касающимся образования и трудоустройства. Даже средства массовой информации начали признавать СА и рассказывать о детях и взрослых с этим диагнозом. Постепенно мир СА начинает открываться широкой публике. С вашей помощью, он достигнет цели быстрее. Если что-то и можно сказать о СА с уверенностью – это то, что он по-разному проявляется у разных людей в разные периоды их жизни. Иначе говоря, набор симптомов и степень их проявления в каждом случае индивидуальны. По этой причине, очень сложно предложить надежный и универсальный перечень советов, как окружающие могут помочь человеку с СА. И все же, поскольку поддержка такому человеку зачастую жизненно необходима, важно предложить что-то конкретное, пусть даже общие рекомендации, далекие от абсолюта. Именно это я и попытаюсь сделать. Перечисленные ниже советы предназначены для тех, кто готов оказать поддержку людям с СА.
Семья, супруги, близкие друзьяСемья, супруги, близкие друзья
– Помните, что ваша поддержка очень важна, даже если человек с СА этого не осознает. Вы во многом будете являться примером для подражания, советчиком, когда чувства растерянности и неуверенности в себе берут верх, и источником спокойствия, когда что-то выходит из-под контроля.
– Будучи основным источником поддержки, старайтесь находить способы снятия собственного стресса. Берите тайм-ауты, давайте себе возможность отдохнуть и расслабиться, обращайтесь к психологу, если почувствуете в этом необходимость.
– Не пытайтесь дать больше, чем можете; не лишайте себя собственных интересов. Постарайтесь найти компромисс между потребностями человека с СА и своими собственными. Например, вы любите общаться в компании, а ваш близкий этого не переносит. Можно договориться, что пока вы встречаетесь с друзьями, он побудет дома с хорошей книжкой или любимым фильмом. Постарайтесь при этом, чтобы он не чувствовал себя менее значимым от того, что не разделяет какие-то ваши интересы.
– Нельзя просто так избавиться от черт СА, к примеру, моментально отказаться от навязчивых ритуалов, жестких правил или буквального мышления. Чтобы люди с СА приобрели эффективные навыки адаптации, необходимо длительное обучение, коррекция поведения, время и личный опыт. Не забывайте об этом, когда вступаете в беседу, а тем более жаркий спор или ссору с человеком с СА. Если вы будете придерживаться логики, объективности, четких формулировок и конкретных примеров, ваше общение будет гораздо более легким и продуктивным.
– Помогите человеку с СА сформировать небольшую группу друзей, которые знают, что такое СА, и готовы принимать все нюансы и сложности этого диагноза. Люди с СА нуждаются в друзьях, не сомневайтесь в этом – просто они не всегда представляют, как начинать и поддерживать дружеские отношения.
– Помогайте человеку с СА избегать ситуаций, которые могут вызвать у него растерянность, недоумение, смятение – а также обстановки, которая может привести к сенсорной перегрузке; помогайте превращать интересы и увлечения в возможности для терапии и работы; будьте готовы к тому, что ваша поддержка понадобится в таких бытовых вопросах, как поход за покупками, ведение хозяйства, воспитание детей, выбор одежды, ожидания окружающих.
– Демонстрируйте свою симпатию и дружбу прямыми и очевидными способами. Разделяйте его увлечения, поддерживайте его интересы, слушайте его рассказы, смейтесь его шуткам, бывайте с ним в разных местах – иначе говоря, проводите с ним время так же, как проводите его с другими значимыми людьми в своей жизни.
– Не допускайте снисходительности и покровительства. Люди с СА далеко не глупы и не лишены догадливости. Они просто смотрят на мир другими глазами. Попытайтесь взглянуть на мир так же, и, скорее всего, вы откроете для себя много нового.ПреподавателиПреподаватели
– Многим людям с СА не хватает организованности, поэтому не удивляйтесь, что они будут забывать домашнюю работу, учебные принадлежности, сроки сдачи заданий и т. д. Проявите максимальную гибкость. Подготовьте для студента визуальные напоминания – список того, что нужно приносить на занятия; календарь со сроками сдачи заданий, выделенными ярким цветом и крупными буквами; записки на яркой цветной бумаге, которые будут напоминать об определенном дне, неделе или месяце. Выберите среди сокурсников того, кто мог бы звонить студенту с СА и напоминать, что нужно принести на занятия и как подготовиться к заданиям. Отправьте важную информацию членам семьи, которые также могут звонить с напоминаниями.
– Помните, что люди с СА испытывают проблемы с абстрактным и образным мышлением. Используйте очень конкретные примеры и буквальную формулировку, когда объясняете понятия и идеи, требующие высоких когнитивных навыков. Порекомендуйте услуги репетитора, если считаете, что это необходимо. Если вы преподаете продвинутый курс по какой-либо дисциплине, убедитесь, что студент прошел все необходимые базовые курсы. Пропускать элементы учебной программы только для того, чтобы ее облегчить – очень плохая идея для человека с СА. Ему необходимы как можно более прочные базовые знания.
– Странности в поведении часто бывают вызваны стрессом. Если вы видите, что студент с СА чем-то явно встревожен или прибегает к самоуспокаивающим ритуалам, спросите, не привлекая лишнего внимания, не нужно ли ему выйти на некоторое время, чтобы успокоиться, и не требуется ли ему помощь психолога.
– Будьте готовы к необычным вопросам и высказываниям от вашего студента с СА. Помните, что он делает это не из грубости или желания подорвать ваш авторитет. Самая вероятная причина таких ситуаций – слабые навыки общения и искреннее непонимание используемой вами логики или языковых оборотов.
– Избегайте идиом, слов с двойным значением, сарказма и тонкого юмора.
– Учитывайте, что человеку с СА сложно воспринимать невербальные сигналы. Не полагайтесь исключительно на них, когда хотите что-то донести.
– Старайтесь использовать большое количество наглядного материала, разрешите студенту использовать диктофон, проявите гибкость в том, что касается групповых заданий и выступлений перед аудиторией.
– Сведите к минимуму изменения в структуре занятий.
– Помогите студенту найти место, где зрительных и звуковых раздражающих факторов меньше всего.РаботодателиРаботодатели
– Всегда помните, что недостаток гибкости и социальных навыков люди с СА могут с лихвой компенсировать своей верностью, целеустремленностью, обширными знаниями и высокими способностями.
– Дайте сотруднику с СА работу, которая соответствует его интересам – это может оказаться очень сильным мотивирующим фактором, который поможет человеку с СА добиться больших успехов в этой сфере.
– Отдавайте предпочтение задачам, не требующим частого общения с людьми. Многие люди с СА способны прекрасно работать там, где другие ощущали бы себя слишком одиноко.
– Предлагайте удаленные задания, которые можно выполнять на дому, где человек с СА будет чувствовать себя гораздо комфортнее и, следовательно, сможет лучше сосредоточиться на том, чтобы выполнить работу максимально хорошо.
– Извлекайте пользу из типичной черты СА – любви к строгому порядку и повторяющимся действиям. Подберите человеку с СА работу, требующую четкой и предсказуемой последовательности действий. Это во многом поможет избежать стресса и тревоги, которые мешают трудоспособности.
– Заранее предупредите человека с СА, прежде чем вносить изменения в график, рабочие требования и обязанности, размещение сотрудников. Опять же, стресса будет меньше, если изменения сведены к минимуму или хотя бы происходят постепенно.
– Назначьте наставника. Пусть понимающий сотрудник, в идеале, тот, кто знает, что такое синдром Аспергера, помогает человеку с СА в таких вещах как групповые проекты, официальные и не официальные презентации, понимание и соблюдение корпоративных правил и требований, профессиональное поведение в социальных ситуациях (возможно, контакт с клиентами стоит свести к минимуму, если только человек с СА хорошо не обучен, как держать себя в таких ситуациях), и даже в том, как ориентироваться в помещениях компании.
– Спросите человека с СА, что ему необходимо в плане окружающей обстановки – например, особое освещение или сниженный уровень шума.