понедельник, 11 декабря 2017
Поскольку автор - американка, советы написаны с расчетом на американскую систему образования. Но и из них можно извлечь кое-что полезное.Приложение II
Навыки выживания для студентов с САНа конференциях, посвященных синдрому Аспергера, я нередко слышу о том, что в университетах очень много студентов с СА. И всякий раз я встречаю эти слова аплодисментами и широкой улыбкой. При наличии хорошей системы поддержки и здорового интереса к изучаемой области, часто оказывается, что люди с СА обладают всеми задатками для успешной учебы, и студенческие годы становятся для них замечательным временем. Где еще как не в университете можно с головой уйти в изучение того, что нравится, и получать за это награду в виде высоких баллов? Где еще можно заниматься поисками собственного стиля и не выглядеть «белой вороной»? В какой еще среде можно общаться со всеми подряд, или не общаться ни с кем, или даже говорить самому с собой? Иначе говоря, где еще вы можете так свободно плясать под собственную дудку, ни на кого не оглядываясь? Я не знаю других таких мест.
На самом деле, поступление в университет – большой шаг для каждого. И чтобы быть уверенным, что он не станет шагом назад, вам следует выбирать учебное заведение, которое имеет широкий набор специальностей и отвечает вашим потребностям. Это означает, что как минимум некоторые люди в университете должны быть в курсе вашего СА. Скорее всего, в этот круг будет входить большая часть ваших преподавателей, психолог, куратор, у которого есть полномочия менять вашу учебную программу и расписание, и, возможно, кто-то из соседей по общежитию (если, конечно, вы не предпочтете жить отдельно). Воспользуйтесь приведенным ниже списком, чтобы определить, какая поддержка вам потребуется при учебе в колледже или университете.
Социальная адаптацияСоциальная адаптация
1. Улучшение навыков общения
а) Курсы по речевой коммуникации, социологии, психологии, театральному искусству дают людям с СА прекрасную возможность лучше разобраться в навыках общения, хотя бы на академическом уровне. Могу смело сказать, что большую часть того, что я знаю об общении с людьми, я усвоила благодаря таким курсам, как межличностная коммуникация, внутриличностная коммуникация, невербальная коммуникация, артикуляция и голос, массовая коммуникация, устная интерпретация художественной литературы, актерское мастерство, социальная психология, детская психология, психология в специальном образовании, социология и общая психология. Мне гораздо лучше удавалось расшифровывать нюансы человеческого поведения, когда я изучала это как дисциплину, чем когда я пыталась разобраться в этом с помощью жизненного опыта и интуиции. Лично я рекомендовала бы студентам с СА пройти как можно больше таких курсов, хотя на какие-то из них было бы разумнее записаться в качестве вольного слушателя, а не ради оценки. Некоторые из этих курсов требуют определенных интуитивных знаний, которые могут отсутствовать из-за СА, и тогда вам будет сложнее усвоить материал за то короткое время, что обычно длится курс.
б) Спросите у вашего психолога, есть ли в университете группа общения для людей с СА и подобными расстройствами (и если нет, то возможно ли ее организовать).
в) Попросите психолога помочь вам найти курсы по трудоустройству, где объясняют, как проходить собеседования, как писать резюме, как одеваться в деловом стиле и как обсуждать СА с будущим работодателем.
г) Постарайтесь найти в кампусе «безопасное место», где вы могли бы расслабиться и собраться с мыслями – угол в тихой аудитории или библиотеке, скамейка в парке, зал особых выставок в университетском музее.
2. Установление отношений с сокурсниками
Каждый человек с синдромом Аспергера знает, как сложно бывает найти друзей. Тем не менее, студенческая среда дает уникальную возможность завести много знакомств, которые могут сделать учебный процесс более приятным и успешным. Хороший университет предоставляет студентам много возможностей для знакомства друг с другом с помощью клубов по интересам. Попросите психолога подобрать вам группу, члены которой разделяют ваши интересы и увлечения, а затем, в меру своих сил, постарайтесь наладить отношения с одним-двумя людьми из этой группы. Если ваши навыки общения очень слабы, сообщите об этом психологу; возможно, он сможет найти для вас студента-волонтера, который помогает новичкам осваиваться в кампусе, решать учебные проблемы, покупать необходимые вещи, искать материалы, заполнять важные документы и т. д.
3. Установление отношений с преподавателями
Чрезвычайно важно, чтобы преподаватели понимали ваши проблемы и были заинтересованы в том, чтобы вы максимально реализовали свой потенциал. Часто таких людей легко найти, если порасспрашивать других студентов об их любимых преподавателях. Если вам трудно говорить об этом с сокурсниками, обратитесь к психологу, чтобы он помог выбрать преподавателей, готовых приложить все усилия, чтобы ваше обучение было продуктивным и комфортным. В частности, вы можете обсудить следующие пункты (в зависимости, разумеется, от ваших индивидуальных потребностей):
а) Если вам сложно общаться и вам необходимо большое личное пространство, попросите разрешения не участвовать в групповых проектах, групповых обсуждениях, лабораторных работах с напарником и т. д.
б) Если у вас есть проблемы с восприятием зрительной и слуховой информации, попросите дать вам место, где отвлекающие факторы минимальны (возможно, где-то в середине первого ряда). Попросите у преподавателя копии его лекционных заметок и попросите разрешения записывать лекции на диктофон.
в) Если буквальность мышления мешает вам выполнять определенные задания и проекты, подробно обсудите это с преподавателем по предмету и, возможно, с психологом, чтобы определить, какая дополнительная поддержка и какие виды заданий вам необходимы. Тем не менее, будьте готовы, что вам скажут, что интересующий вас курс вам не подходит. К примеру, мне настолько тяжело давалась философия, что, наверное, мне было бы лучше бросить ее или вообще не брать. Часто колледж может предложить замену (предмет, который изначально не входил в программу вашей специальности), если окажется, что вы действительно не в состоянии выполнить требования какого-либо курса. Возможно, это ваш единственный вариант.
г) Если у вас есть проблемы с координацией и моторикой, и вам трудно писать вручную, узнайте, разрешит ли преподаватель сдавать экзамены устно и иметь больше времени для подготовки, делать устные доклады вместо письменных, использовать ноутбук во время занятий и записывать лекции на диктофон.
д) Если у вас бывают панические атаки или приступы депрессии, которые мешают вашей повседневной деятельности, вы можете попросить о гибких сроках выполнения заданий и сдачи тестов, разрешении посещать те же лекции в другие часы и возможности зарабатывать баллы за счет дополнительных заданий вместо пропущенных.
е) Если вы думаете картинками, спросите преподавателя, может ли он сделать для вас визуальные пособия – графики, диаграммы, видеоролики, иллюстрированные примеры, наглядные компьютерные инструкции.
ж) Если у вас гиперлексия, дислексия, неразборчивый почерк или другие проблемы, связанные с чтением или письмом, сообщите об этом преподавателю, чтобы он мог направить вас к репетитору или в центр специального обучения.
з) Если вас легко сбивают с толку новые правила или внезапные перемены в расписании, попросите преподавателей, чтобы они предупреждали вас хотя бы за два-три дня, если они собираются изменить расписание занятий, требования к заданиям, часы консультаций или что-либо еще, касающееся учебного распорядка.
и) Если вам трудно участвовать в групповом разговоре или вы склонны перебивать людей, попросите не включать вас в групповые обсуждения или дебаты.Перемещение по кампусуПеремещение по кампусу
1. Топографические проблемы
Многим людям с СА будет сложно ориентироваться в кампусах крупных университетов. Подобно большим торговым центрам, они могут иметь сложную планировку и содержать большое количество раздражителей и источников стресса; все это может мешать учебной и эмоциональной стабильности человека с СА. Следующие простые рекомендации помогут вам ориентироваться в университетах с обширной территорией.
I Попросите об особых условиях размещения, транспорта и парковки, например:
а) Разрешение парковаться на местах для инвалидов. Возможность ставить машину рядом со зданием поможет вам избежать людных и запутанных парковок.
б) Ключи от лифта. Попросите их, если вас дезориентируют потоки людей и бесконечные лестничные пролеты, или если короткое время в закрытом пространстве лифта поможет вам успокоиться.
в) Транспортные услуги для студентов. Если учебное заведение предоставляет автобус для студентов, которые не могут водить машину, узнайте, можете ли вы приобрести на него пропуск.
II Как найти дорогу в кампусе
а) Обойдите кампус, словно вы фотограф, и делайте мысленные снимки всего, что покажется вам интересным. Зарисовывайте от руки то, что видите, даже если вы не умеете рисовать – пусть это будут прямоугольники, кружки и треугольники, обозначающие здания, тротуары, улицы и элементы ландшафта. Используйте цветные карандаши или фломастеры, чтобы сделать наброски более наглядными.
б) Переходя из одного места в другое, составляйте детальное описание маршрута.
в) Возьмите с собой диктофон и записывайте все, что видите и куда идете. Упоминайте все необходимые вам детали. Заведите разные кассеты для разных маршрутов, чтобы не запутаться. Например, запишите один набор указаний для утренних занятий, другой – для вечерних, третий – для пути от дома до библиотеки, от дома до стадиона или от учебного центра до магазина. Другими словами, записывайте каждый маршрут как если бы это была отдельная песня.
г) Репетируйте перемещения по кампусу с кем-то, кто может вам помочь. Обязательно говорите о том, что вы делаете, не отвлекаясь на посторонние обсуждения. Сосредоточьтесь на том, чтобы создать мысленную или словесную карту пути. Помните, что чем больше вы тренируетесь, тем лучше информация закрепится в вашей долговременной памяти, и тем скорее вы сможете находить дорогу, не полагаясь на карты и другие подсказки.Как потратить время и силы с максимальной пользойКак потратить время и силы с максимальной пользой
1. Планируйте свое расписание
Многие учебные заведения предлагают специальные условия для студентов с особыми потребностями, допускающие большую гибкость в расписании и требованиях к сдаче экзаменов. Например, вам могут предложить облегченную программу, замену некоторых курсов или освобождение от них, и даже возможность разработать для вас полностью индивидуальную программу. Учитывая все это, стоит помнить о следующем:
а) Не позволяйте куратору или другу убедить вас взять какой-либо курс, если вы знаете, что нагрузка будет для вас чрезмерной.
б) Не записывайтесь на курсы, которые начинаются раньше, чем вы привыкли вставать, или позднее, чем вы обычно отдыхаете. Если вы «жаворонок», не записывайтесь на вечерние лекции, и наоборот.
в) Старайтесь не брать курс продвинутого уровня, пока не прошли предшествующий ему базовый, если только вы не посоветовались с преподавателем и не уверены, что справитесь с материалом.
г) Выделите время на отдых и развлечения, что бы вы под этим ни подразумевали.
д) Отметьте в календаре сроки, когда от курсов можно отказаться без ущерба для среднего балла – на случай, если какой-либо курс окажется для вас слишком сложным.
е) Когда преподаватель сообщает вам сроки выполнения домашнего задания или сдачи тестов, сразу заносите их в календарь, чтобы не забыть.
ж) Отправьте копию учебной программы и расписания своим родителям или хорошему другу, чтобы они могли напоминать вам о важных датах и заданиях.
з) Если лекции проводятся в разных зданиях, следите, чтобы между ними был достаточный перерыв во времени. Быстро перемещаться по кампусу бывает очень сложно.
2. Домашние задания и подготовка к экзаменам
а) Начинайте занятия с самого нелюбимого предмета.
б) Занимайтесь в самую продуктивную для вас часть дня. Избегайте периодов, когда вы устали, голодны, перевозбуждены, встревожены и т. д.
в) Попробуйте организовать для себя особое «учебное место», отведенное только для учебы, а не для сна, общения или отдыха.
г) Подготовьте краткие заметки по предмету, которые вы можете проглядеть, когда у вас найдется пара свободных минут.
д) Экспериментируйте с обстановкой. Определите, что вам необходимо – тишина или фоновый шум, яркий свет или приглушенный, строгий порядок на столе или хаотично разложенные предметы; держите под рукой что-нибудь перекусить или выпить.
е) Установите для себя краткосрочные и долгосрочные цели. Например, краткосрочной целью будет уделять по часу в день каждому предмету, а долгосрочной – заканчивать подготовку минимум за два часа до каждого экзамена.
ж) Следите за собственным вниманием. Если начинаете ощущать нервозность, беспокойство или скуку, прервите занятия и поделайте что-нибудь другое, пока не успокоитесь. Выясните, как долго вы можете заниматься учебой без перерыва, и не превышайте это время.
з) Делайте заметки более наглядными, чтобы легче запоминать материал. Подчеркивайте или обводите ключевые слова и фразы, помечайте стрелками или звездочками особые понятия, выделяйте цветом важные идеи или детали, переходите с рукописных букв на печатные и т. д.
и) Используйте вспомогательные средства, например:
- карточки размером 3 х 5 дюймов, где можно записать краткую информацию, например, научные формулы, определения терминов, общие понятия;
- диктофон для записи лекций;
- отдельную тетрадь по каждому предмету, чтобы держать все записи, раздаточные материалы и домашние задания в одном месте;
- набор разноцветных ручек и карандашей, которые помогут сделать конспекты и заметки более наглядными и приятными глазу.Как справиться с учебной нагрузкойКак справиться с учебной нагрузкой
1. Практикуйте занятия для снятия стресса – это может быть йога или иные физические упражнения, дыхательная гимнастика, медитация. Если у вас нет какой-либо постоянной системы, пусть психолог поможет вам разработать программу для снятия стресса, которая отвечает вашим потребностям и интересам.
2. Обращайтесь к своему любимому хобби или увлечению, когда начинаете ощущать переутомление от учебы.
3. Слушайте музыку, которая успокаивает ваши нервы.
4. Ведите дневник или журнал своих мыслей. Записывайте в него свои мечты и стремления, повседневные дела, то, что вас радует, огорчает, раздражает, сбивает с толку, вызывает у вас стресс или перегрузку. Помните, что нет правильного или неправильного способа вести журнал. Делайте это так, как вам удобно. Лично я обычно покупаю толстую тетрадь или альбом с белыми листами, беру ручку или карандаш и переношу на бумагу весь поток мыслей, даже если это значит, что я просто рисую какие-нибудь фигуры и каракули. Часто слова приходят как раз после таких простых упражнений. В дневнике вы можете писать обо всем, что захотите. Не беспокойтесь об орфографии или грамматике, сосредоточьтесь только на своих мыслях, идеях и эмоциях. Если у вас все хорошо, дневник окажется коллекцией приятных воспоминаний, которую потом будет приятно пересматривать, как, например, фотоальбом. Но если что-то пойдет не так, дневник позволит вам отследить, когда или даже почему у вас начались трудности. В этом случае, покажите как можно большую частью дневника своему психологу, куратору или другому доверенному человеку, чтобы они могли помочь вам разобраться с проблемами. Это особенно важно, если дело дошло до того, что стресс мешает вам засыпать, просыпаться, есть, следить за личной гигиеной, учиться, общаться или просто радоваться жизни. Бывает так, что стресс парализует и лишает воли. Принимайте меры, чтобы его контролировать, пока он не начал контролировать вас.
@темы:
переводы,
pretending to be normal,
СА