Стоял жаркий летний день, в поезде было душно и некомфортно. Я быстро занял место у окна, где не было соседей, поставил сумку на пол и крепко сжал ее ногами. Сиденье подо мной проминалось, и, как бы я ни ерзал, я не мог устроиться удобно. В поезде мне не нравилось. В вагоне было грязно, на полу валялись обертки от конфет, на сиденье напротив лежала смятая газета. Поезд постоянно грохотал при движении, из-за чего мне трудно было на чем-то сосредоточиться – например, на подсчете царапин на оконном стекле. С каждой станцией заходили новые люди, и я все больше нервничал, так как количество пассажиров, сидящих и стоящих поблизости, быстро росло. От какофонии разных звуков – шелеста журнальных страниц, пульсирующих басов музыки в чьем-то плеере, кашля, чихания, громких разговоров – мне было физически плохо. Когда стало казаться, что моя голова сейчас разлетится на тысячу кусочков, я заткнул уши пальцами.
читать дальшеНаконец, поезд достиг нужной мне станции, и я испытал невероятное облегчение. Однако, учитывая мое слабое чувство направления, я по-прежнему боялся заблудиться. К счастью, поблизости оказалось свободное такси, так что я сел в машину и назвал адрес водителю. Проделав короткий путь, такси привезло меня к большому красно-белому зданию с множеством окон и растущими вокруг деревьями. На фасаде была надпись: «Харборн Холл – Центр обучения и конференций». Информационная табличка внутри сообщала, что здание было построено еще в 18 веке, и прежде здесь располагался женский монастырь. В фойе был полумрак, коричневые деревянные балки упирались в потолок, стояли стулья, обтянутые темной кожей, а напротив стойки регистрации была деревянная лестница с перилами. Мне выдали нагрудную карточку с именем, которую нужно было носить все время пребывания в центре, а также ключ от моей комнаты и расписание на неделю.
Моя комната находилась на втором этаже и была гораздо светлее и уютнее. В углу была маленькая раковина, но туалеты и душевые располагались отдельно в конце коридора. Мысль о том, чтобы мыться в общем помещении (дома я принимал душ ежедневно) была мне неприятна, и я каждое утро вставал очень рано, чтобы закончить все процедуры до того, как проснутся остальные.
В первый же день мне сказали, что мне назначено место преподавателя английского в Литве. Прежде я знал об этой стране только ее название и столицу – Вильнюс, так что мне дали несколько книг и брошюр, чтобы я узнал о стране и ее людях побольше. Затем состоялось групповое знакомство с дюжиной других молодых людей, которых отправляли в разные страны Восточной Европы. Мы сидели на расставленных по кругу стульях, и каждому из нас давалась минута на то, чтобы представиться. Я очень нервничал и старался не забыть о том, чтобы поддерживать зрительный контакт с остальными, когда буду сообщать свое имя и страну, где буду работать. Среди волонтеров, с которыми я познакомился, был длинноволосый кудрявый ирландец, который отправлялся в Россию. Еще одна молодая женщина ехала работать с детьми в Венгрию.
Свободного времени было достаточно много, и другие волонтеры проводили его, общаясь между собой и играя в бильярд. Я предпочитал сидеть в своей комнате и читать, либо ходить в информационный зал центра, где было много книг и графиков на стенах, и заниматься там в тишине. Во время перерывов на еду я спешил вниз, чтобы взять свою порцию первым и съесть ее как можно скорее, пока люди не столпились вокруг. В конце каждого дня я сидел один на траве на заднем дворе центра и любовался деревьями на фоне теплых угасающих красок вечернего неба, погрузившись в свои мысли и ощущения. Конечно, я переживал, как пройдет поездка и справлюсь ли я с работой. Но было и еще кое-что: воодушевление от того, что я наконец-то взял собственную жизнь и судьбу в свои руки. От этой мысли захватывало дух.
Подготовка состояла из трех этапов. Первый был направлен на командную работу и сотрудничество. Волонтеров разделили на небольшие команды и поручили совместно решить головоломку, где нужно было в определенной последовательности провести цветные пластмассовые шарики по лабиринту. Когда товарищи по команде давали мне простые и четкие указания, я хорошо справлялся и был вполне рад поучаствовать в подобном деле ради тренировки. Такие упражнения могли длиться по несколько часов, так что сложнее всего для меня было сохранять концентрацию в течение долгого времени.
Кроме того, были групповые обсуждения культурных ценностей и обычаев. Они предназначались для того, чтобы стимулировать дискуссию, преодолевать предрассудки и развивать терпимость. Однажды, после просмотра видео об экзотической пище в разных странах мира, ведущий спросил группу, как мы бы отнеслись к стране, жители которой обильно смазывают свою еду животным жиром. Многие стали морщиться и говорить, что это звучит отвратительно. Догадавшись, что он, вероятно, имел в виду сливочное масло (а так и оказалось), я ответил, что ничего не имею против.
Ближе к концу недели нам провели лекцию о географии стран Восточной Европы и их социальной и политической обстановке. Лекция длилась час, и все должны были вести конспект. Я слушал, но ничего не записывал. В какой-то момент лектор спросил, почему я не пишу, и я ответил, что и так все помню, а пометки делаю мысленно. Я всегда так делал, и мне это хорошо помогало во время школьных экзаменов. Он задал несколько вопросов, чтобы проверить меня, и я на каждый ответил правильно.
Вернувшись домой после подготовки, я стал ждать окончательного подтверждения, что меня отправляют в Литву. Вскоре по почте пришел большой пакет с инструкциями, картами, именами, контактными телефонами, подробностями по поводу работы и проживания, а также билетом на самолет. Родители очень переживали за меня и беспокоились, смогу ли я прожить так долго вдали от дома, но я был рад предпринять этот серьезный шаг. Я и сам с трудом мог поверить, но в возрасте почти двадцати лет я наконец-то покидал дом и отправлялся за восемьсот миль в другую страну.
Литва, или Литовская республика, – одна из трех стран Прибалтики. Она граничит с Латвией на севере, Белоруссией на юго-востоке, Польшей на юге и Калининградской областью России на юго-западе. В 1940 году, во время Второй мировой войны, Литва была присоединена к Советскому Союзу. Позже она попала под немецкую оккупацию, а в 1945 году снова оказалась под властью СССР. Литва была первой советской республикой, объявившей о своей независимости – это произошло в воскресенье, 11 марта 1990 года. Советские силы попытались подавить сопротивление (во время столкновения у телевизионной башни столицы погибло несколько мирных жителей), но потерпели неудачу. В 2004 году Литва стала полноправным членом НАТО и Европейского Союза.
@темы:
переводы,
born on a blue day,
СА