личноеВ последнее время многие песни Nightwish я словно переоткрываю заново. The Poet and the Pendulum я прежде слушала только один раз, когда вышел альбом Dark Passion Play, и больше к ней не возвращалась (как и ко всему альбому). Я тогда была настроена против новой вокалистки, но при этом не очень вникала в подробности ухода Тарьи. То есть, знала, что история там получилась долгая и нехорошая, но не догадывалась, насколько все это ударило по участникам и Туомасу в частности.
Новое же знакомство с этой песней происходило следующим образом. Послушала один раз. Ну да, сильная песня. В исполнении Флор она звучит совсем по-другому. Второй раз. Начинаешь вчитываться в текст. Понимаешь, что там происходит что-то страшное. Читаешь комменты под видео, идешь в гугл. Начинаешь понимать, хотя бы отдаленно, через что проходил Туомас во время и после разрыва с Тарьей - включая жестокую депрессию и то, что он "метафорически убил себя в этой песне, чтобы не покончить с жизнью на самом деле". Третий раз. Зная, о чем эта песня, ее невозможно слушать спокойно. Слезы проступают сами собой, а к заключительной части уже льются ручьем. Четвертый раз. Замечаешь мелкие детали происходящего в песне и на сцене. То, что песня начинается словами "the end", а заканчивается словами "the beginning". И когда голос произносит "I only have 3 minutes and counting", остается действительно ровно три минуты до падения маятника. Жест Туомаса по собственному горлу. То, как он беззвучно пропевает последние строчки. То, как Эмппу и Хиетала подходят к нему и встают рядом. ... Через некоторое время обращаешь внимание еще на кое-что. Мало того, что эта вещь написана чуть ли не по канонам классической музыки, в ней, помимо личной истории, есть множество отсылок. Самая явная из них - к рассказу Эдгара По "Колодец и маятник", где человека приговаривают к казни путем медленно опускающегося маятника с заточенным лезвием. Но, кроме того, там еще много отсылок к Стивену Кингу, Библии, и даже другим песням Найтвиш. В общем, настоящее многослойное произведение.