Тема, которая, на самом деле, давно не дает мне покоя.
Эмоциональная отстраненность и низкий уровень эмпатии считаются одним из признаков синдрома Аспергера. Тогда почему именно среди аспи я так часто встречаю тонко чувствующих, отзывчивых и понимающих людей?
И при этом их же часто считают холодными, эгоцентричными и не способными на сопереживание. Долго думала над этим (несправедливым) противоречием и долгое время не могла оформить свои мысли как следует. Потому что тема действительно сложная, и факторов тут много.
И упреки в холодности мне самой хорошо знакомы.читать дальшеАспи действительно сложно улавливать эмоции собеседника. Особенно это касается невербальных проявлений – мимики, жестов, интонаций. Многие люди с СА не могут читать эмоции по выражению лица. С возрастом мы усваиваем какие-то вещи, но это требует осознанных усилий. Как изучение иностранного языка. В свою очередь, многие аспи сами имеют маловыразительную мимику и монотонный или "неровный" голос. Добавляет сложности и то, что большинство аспи не могут поддерживать зрительный контакт, а значит, посмотреть в лицо собеседнику – само по себе проблема, не говоря уже о том, чтобы изучить его.
Аспи сложно выражать собственные эмоции. Идентифицировать, найти причину, облечь в слова – это задачи возрастающей сложности. Эмоции часто сбивают с толку. В посте про общение я уже писала, сколько умственных ресурсов требует обычный разговор. Чтобы облегчить себе задачу, мы заранее строим алгоритмы, заготавливаем фразы, прокручиваем в голове целые ситуации. Эмоции плохо укладываются в схему, наводят помехи на весь процесс и вообще повышают непредсказуемость результата.
Может быть, поэтому среди аспи много творческих людей – чтобы найти выход тому, что внутри, выразить любым доступным способом. На самом деле, многие при этом прекрасно овладевают и словом. Но творчество и общение – это разные вещи. Если человек имеет литературный талант, это не значит, что ему легко общаться с людьми.
С другой стороны, много и тех, кто увлечен наукой – в какой-то мере, это способ уйти от сложных и запутанных эмоций. Или хотя бы просто отдохнуть. В конце концов, наука рисует строгий и стройный мир, подчиненный логике. И потому понятный.
Люди с СА способны на сопереживание. Но для этого нам нужно знать, что именно чувствует собеседник. Поэтому лучший способ поговорить с аспи на важные темы – говорить открыто и напрямую. Мы часто не воспринимаем намеки и подтексты. Но часто и наоборот, чрезмерно анализируем каждое слово. Если вы ждете от аспи конкретных действий, или совета, или просто поддержки – скажите об этом. Если мы вас чем-то задели – тоже скажите. Наверное, это отдельная больная тема, которая касается не только аспи, но не замалчивайте обиды. Объясняйте и дайте возможность объясниться другому...
Иногда мы кажемся холодными, потому что, опять же, склонны ко всему подходить логически. В ответ на рассказанную проблему мы редко говорим "все будет хорошо" или "все получится". Потому что мы не можем обещать, что все будет хорошо, особенно если не имеем контроля над конкретной ситуацией. Мы можем поделиться своим опытом, если с нами случалось подобное. Или предложить варианты решения.
Иногда мы кажемся отстраненными, потому что информации слишком много, необязательно от собеседника, просто вокруг, и нам нужно отгородиться лишь для того, чтобы восстановить силы.
Иногда мы кажемся равнодушными, потому что не всегда знаем, как выразить свое отношение, какие найти слова. Но нам действительно не все равно.