воскресенье, 01 июня 2014
Глава 3
Сенсорная перегрузкаМир наполнен миллионами раздражителей – кажется, они только и ждут, чтобы застать нас врасплох, вывести из равновесия, разрушить наше спокойствие. Звуки, цвета, запахи, касания, даже вкусы атакуют нас на физическом, психическом и эмоциональном уровне. Почему вещи, которые другие люди почти не замечают, так воздействуют на нас? Лично я придерживаюсь «теории интенсивного мира» (Маркрам, Ринальди, Маркрам, 2007). Данная теория утверждает, что аутисты обладают избыточной чувствительностью, а не недостаточной, как считалось прежде. Долгое время предполагалось, что аутисты чувствуют меньше, чем другие люди, что они лишены определенных эмоций и ощущений. На самом деле, верно обратное – мы слышим всё, осязаем всё, ощущаем всё… в том числе, и то, что другие люди не чувствуют. Многие из нас, но не все. Некоторые аспи могут и не испытывать подобного – аутизм проявляет себя по-разному. Несколько женщин-аспи сказали мне, что в детстве они действительно чувствовали очень мало. Однако, подавляющее большинство сходится в том, что мы чувствуем «слишком много». Мне вспоминается Люси из «Дракулы»: «Я слышу мышей на чердаке. Они топают, как слоны.» Мы зацикливаемся на вещах, которые остальные едва замечают. Не потому что мы слишком нервные, не потому что мы жаждем внимания, а потому что просто не можем этого не замечать.
читать дальшеВ беседах с женщинами-аспи я составила длинный список того, что способно вывести нас из равновесия. Вот лишь малая часть:
Громкий разговор, уличное движение, стояние в очереди, парфюмерия, люминесцентные лампы, ярлыки на одежде, фоновые помехи в телефоне, музыка в магазинах, запах сигарет, шум кондиционера, плач ребенка, пылесос, вентилятор, сирены, фейерверки, ссоры и крики людей, сигналящие автомобили, строительные инструменты, громкая музыка в машине, телевизор, рекламные объявления, телефонные рингтоны, двое одновременно говорящих людей, нагромождение предметов на полках магазина, городской шум, ветер, холод…
Полный список намного длиннее, но вы можете составить представление. Однако, знать, что является для нас триггером, и понимать, что мы при этом испытываем и почему – не одно и то же. Многие люди, у которых нет аутизма, считают, что триггер – это нечто вроде фобии. Но ветреный день заставляет нас нервничать не из-за какого-то иррационального страха. Деревья раскачиваются, трепещут листья, хаотично мечутся ветви. Звук ветра – резкий, отвлекающий, непредсказуемый. Ветер треплет волосы и бросает их в лицо, дергает одежду и обдает кожу резким холодом – все это создает сенсорную перегрузку.
Нарушение сенсорного восприятия – это отдельный синдром, но очень часто он сопутствует аутизму. Большинство из аутистов и аспи, если не все, обладают им в той или иной мере.
Звуки
Представьте: неожиданно срабатывают часы с кукушкой. Двое людей продолжают разговаривать, как ни в чем не бывало, а третий сгибается и зажимает руками уши. Почему? Для большинства из нас проблема не в слухе, а в том, что мы иначе обрабатываем информацию. Несмотря на нашу замечательную способность концентрировать внимание, а, может быть, как раз из-за нее, мы можем воспринимать только один источник звука за раз. Если я с кем-то разговариваю, особенно по телефону, я выключаю телевизор или радио. Если человек ходит по комнате, пока я говорю, кому-то из нас нужно прекратить. Малейшее движение или посторонний звук отвлекает.
«Звуки, которые другие люди могут отфильтровывать, меня выводят из себя и приводят к вспышкам дезориентирующей боли.» (Stella)
Чувствительность к звукам и касаниям влияет на наш сон, и многие из нас не могут спать без берушей и тяжелых одеял. Наш мозг как диктофон – если перед сном мы услышим какую-то песню, он может начать ее проигрывать снова и снова, не давая заснуть. Нам приходится быть избирательными и ограничивать количество поступающей информации.
Многие из этих триггеров, а может быть, и все из них, зависят от нашей возможности их контролировать. Когда я стригу лужайку, мне не мешает шум косилки, но когда то же самое делает мой сосед – я выхожу из себя. Из-за этого наше поведение может показаться капризом или притворством. Некоторые из нас любят хэви-метал и даже играют в рок-группах. Все дело в том, что мы готовы к этому. Мы можем выдерживать напор звука определенное время, если это то время, то место и тот звук, которые мы выбираем. Поэтому в качестве терапии для ослабления звуковой чувствительности может помочь такое упражнение: проигрывать звуки, которые вас раздражают, контролируя их продолжительность и громкость, до тех пор, пока вы к ним не привыкнете и они не перестанут вас беспокоить.
Визуальное восприятие
Известно, что аутисты и аспи терпеть не могут люминесцентные лампы, они мерцают и гудят на частотах, которые мы замечаем, а большинство людей – нет. Но существуют и другие проблемы визуального восприятия – например, слишком большое количество движущихся предметов или людей. В магазине движутся не предметы, а мы сами идем мимо них, и это создает вихрь зрительных образов, от которых кружится голова, как от поездки на карусели. Магазины – это ад для аутичных детей, но взрослые аспи ненавидят эти места не меньше – и да, они могут вызывать у нас истерику. Если уж выбирать, то лучше маленький бутик, чем огромный гипермаркет.
Недавно я целый день гуляла, изучая историческую часть Бостона. К концу дня, хотя у меня были беруши, темные очки, и я старалась не спешить, мой мозг получил слишком большой объем информации и не мог с ней справиться. В голове метались посторонние образы и звуки, которым нужен был выход. Когда я пыталась заснуть, эти картины кружились перед глазам, как калейдоскоп, возникая и перетекая одна в другую. Они были яркими и насыщенными, как на экране кинотеатра. У меня поднялась температура и начала бить дрожь. Мое тело пыталось избавиться от этой визуальной атаки, как от вируса. Все это продолжалось час или два, после чего я, наконец, смогла успокоиться и заснуть. Иногда мы просто не можем избавиться от нежелательных образов, поэтому бываем очень избирательны в том, что хотим видеть. Когда мы отказываемся что-то смотреть, люди считают, что мы слишком привередливы, и нам ничем не угодишь. Но они не догадываются, насколько интенсивным для нас бывает «нормальное» воздействие, и каковы могут быть его последствия.
«Многие фильмы я не могу смотреть из-за визуального ряда. Я не хочу, чтобы эти кадры засели у меня в голове навечно. Однажды я совершила ошибку, посмотрев «Хостел», и самые жуткие его сцены до сих пор помню, как вчера.» (Andi)
Чувствительность кожи
Практически все аспи испытывают неприязнь к определенным тканям и текстурам, хотя конкретные примеры отличаются от человека к человеку. Неудобная вычурная одежда – пытка для большинства аспи, не только для женщин, но в женской моде вычурных вещей гораздо больше. Загляните в любой магазин: кружева, шнуровка, стразы, рюши, лямки, завязки… И синтетика. Мы терпеть не можем всего этого. Некоторые из нас любят мягкую облегающую одежду, например, боди и лосины, чтобы холодный воздух не касался кожи. Другие, наоборот, выбирают только свободные вещи. Но всегда мягкие.
Маленькие дети-аутисты очень чувствительны к одежде, но не могут вам этого сказать. Всегда считалось модным одевать маленьких девочек в «кукольные» наряды с резинками на рукавах и штанинах. Такая одежда – пытка. За день резинки болезненно врезаются в кожу. Легкие вязаные одеяльца нас не греют, но мы не можем сказать об этом и поэтому мерзнем. Когда мы взрослеем, матери перестают нас одевать. Зато нас «одевают» социальные ожидания, наша должность на работе, современная мода и т. д. Сейчас дела обстоят лучше, чем, скажем, в 50-х или 60-х годах прошлого века. По крайней мере, нам не нужно носить нейлон и залитые лаком прически с начесом. Но и сейчас мода доставляет немало проблем – колготки, высокие каблуки, шуршащие, блестящие, колючие ткани. Мы ненавидим холод, поэтому заматываемся в слои мягкой, теплой, непритязательной по виду одежды, вместо чего-либо более стильного. Известно, что женщины-аспи ставят комфорт выше стиля. Поэтому может сложиться впечатление, что мы не заботимся о своей внешности, мы не женственны, у нас нет вкуса. Это не так. Мы хотим быть привлекательными, но нам сложно взглянуть на себя со стороны, и, что самое главное, мы не можем жертвовать комфортом ради внешности. Когда нам удается найти удобную и при этом модную вещь – это все равно что найти Святой Грааль.
Мы любим крепкие объятия, но не выносим легких прикосновений, поэтому избегаем вежливых похлопываний по спине, которыми обычно обмениваются люди. Мне всегда было интересно, как европейские аспи справляются с обычаем целовать друг друга в щеки. У меня возникает желание тут же потереть лицо, как будто меня обслюнявили. Мы часто кажемся холодными и отстраненными. Мы умеем быть ласковы, но только с определенными людьми, когда хотим этого и когда можем контролировать количество телесного контакта.
@темы:
переводы,
aspergirls,
СА