Глава 11
Работа и карьераНа любом рабочем месте человека с синдромом Аспергера ожидает немало подводных камней и сложностей. Не в последнюю очередь, само получение работы. Универсального решения здесь не существует, но есть десятки методов, стратегий и советов, которые могут оказаться полезны. Многим из нас трудно удержаться на работе, и основная причина все та же – социальные навыки. Я не устаю подчеркивать, как важно знать свои сильные стороны и знать свои триггеры – то, что вызывает у вас аутическую реакцию – чтобы выбрать верный путь в карьере. (Для этого в своей книге «Синдром Аспергера и работа» я привожу «карту карьерных путей».) Наши интересы лежат в самых разных областях – рисование, дизайн, музыка, писательство, архитектура, техника, физика, медицина. Ни одна женщина не сказала мне, что всю жизнь мечтала быть секретаршей, продавцом или официанткой, но часто именно на этих местах мы оказываемся, особенно, если не имеем высшего образования. Такая работа не требует квалификации, но она требует социальных навыков –
то есть, именно того, чего у нас нет. Но если человек с синдромом Аспергера сможет работать в сфере своих специнтересов, своих страстных увлечений, работа будет доставлять намного больше радости и приносить чувство самореализации.
читать дальшеФинансовая стабильность важна для всех – мужчин, женщин, аспи, нейротипичных. Но, в каком-то смысле, для женщины-аспи это важно особенно. Она часто остается без семьи, по собственному выбору или вынужденно, что ограничивает домашний доход. Также она оказывается без «мужской защиты» – физического присутствия мужчины, которое сдерживает желающих воспользоваться или обмануть. Она будет зависима от милости других, если не сможет твердо стоять на своих ногах. Если у вас будут деньги, вы сможете позволить себе жилье, отвечающее вашим сенсорным потребностям – например, тихий частный дом, а не дешевую шумную квартиру. Вы сможете обеспечивать себя и платить за себя, не полагаясь на партнера. Чувство беспомощности часто сопровождает женщин с СА, и бедность только усиливает это ощущение.
Аспи-девочки часто с детства знают, чем хотят заниматься, и при благоприятных условиях они могут этого достичь. У них будет больше шансов получить желаемую работу, если они получат высшее образование.
«Я всегда мечтала работать в библиотеке. Я специалист по каталогизации и пробыла на этом месте уже 20 лет. Сегодня я работаю с самыми разными материалами, от средневековых манускриптов до изданий XVIII века. Время и пространство для меня исчезают, когда я работаю со своими коллекциями.» (Siv)
«Я работаю журналистом, как и хотела с самого начала. Аутист, который зарабатывает общением – замечательная ирония! Меня взяли сюда сразу после университета, и я до сих пор здесь работаю. Я очень-очень благодарна, потому что в этой организации много аспи (даже если не все они об этом знают), и люди очень терпимы к чужим особенностям.» (Polly)
Тем, чье призвание лежит в сфере музыки или живописи, трудно зарабатывать этим на жизнь, но это возможно. Одна из частых проблем этой карьеры – отсутствие стабильности. Кроме того, у вас может возникнуть ощущение, что вы не получаете достаточно признания, что ваша музыка или картины не оценены по достоинству. Карьеры, связанные с искусством, полны субъективности, и часто помехой нашему продвижению становится отсутствие социальных навыков. Еще одна особенность такой карьеры – в том, что поначалу вам придется искать другой источник дохода, пока вы не сделаете себе имя. Многие из нас не считают нужным тратить время на учебу или постороннюю работу, когда мы просто хотим рисовать или петь, и этим зарабатывать на жизнь. Поэтому мы начинаем с подработки, например, официанткой, но в результате застреваем на этом бесперспективном месте надолго. В многих случаях, это означает для нас неопределенность, бедность и высокий уровень стресса.
«Я пишу в надежде написать что-нибудь стоящее, что будет продаваться – в том числе, большой исследовательский проект по эволюции культуры. Почти 12 лет своей взрослой жизни я живу на социальное пособие.» (Anemone)
«Я с пяти лет мечтала быть художником. Теперь я известный художник в Австралии, а также выступаю за права аутистов. Я живу и работаю в уединении, но успешно. Я продаю свои работы, которые выставляются в коммерческих галереях, и получила несколько наград. Однако, в прежние годы я часто работала на низкооплачиваемой работе. Обычно я увольнялась через год или около того, потому что просто не выдерживала.» (Camilla)
Я училась в музыкальном училище, но вскоре начала петь в группе и бросила учебу. После того, как моя группа распалась, я побывала официанткой, секретаршей, администратором гостиницы, няней, домработницей, оператором колл-центра и кем только еще, где мои сенсорные и социальные проблемы проявлялись во всей красе. Полный список гораздо длиннее, чем имеет смысл вспоминать. Как певица, я так и не смогла вновь достичь того же успеха, что в 18-19 лет. Мне понадобилось 20 лет мучений, прежде чем я сдалась. Все то время я меняла одну бессмысленную работу на другую. Это убивало мою самооценку, не давало реализовать таланты и лишь усиливало проблемы, связанные с СА, либо СА создавал проблемы в работе. И хотя за последние годы я достигла успеха как писатель и консультант, если бы я могла повторить все снова, я бы закончила учебу и избежала всей этой вереницы работ. Иногда нужен трудный урок, чтобы наставить нас на верный путь.
«Сейчас работы у меня нет. Я работала более чем в 30 местах. Продавец фаст-фуда, посудомойка, няня, сиделка, санитар в психиатрической больнице, работник конвейера, мусорщик, оператор пресса, бармен, продавец-консультант, медсестра, ассистент учителя. Это лишь то, что могу вспомнить. А сейчас я учусь в университете.» (Brandi)
Высшее образование – неотъемлемый компонент успеха для большинства из нас, так же, как и знание своих сильных сторон. Но это не гарантия. Мы должны не только развивать свои таланты, но и работать над проблемами, иначе нам будет сложно найти хорошую работу и удержаться на ней.
«Я ненавидела убираться. Это так бессмысленно. И какое ужасное место для человека с высшим образованием. Уборщица? Позор. Сейчас я не работаю. Я нигде не могла продержаться дольше четырех месяцев.» (Heather)
Большинство аспи хотят приходить на работу, выполнять свои дела и идти домой, но все не так просто. Нас будут окружать люди, и от них будет зависеть атмосфера. Вот почему многие аспи стараются избегать взаимодействий с людьми, предпочитая работать на дому или с животными.
«Я не работаю – занимаюсь домашним обучением своего сына. Я не могу долгое время иметь дело с людьми.» (Nikki)
«Я делаю стрижки для собак и очень люблю свою работу. Я легко лажу со своей собакой и с другими. Я ощущаю себя частью их мира, я для них как мать-волчица.» (Elfinia)
Я много говорила о творчестве и самореализации, но, конечно, не каждая аспи-девочка имеет творческие порывы. Некоторым нравится простая и монотонная работа.
«В 13 лет я решила, что буду стоматологом-гигиенистом. Мне нравятся однообразные действия по удалению отложений на зубах. Самое сложное – это люди, которым эти зубы принадлежат, и проблемы, которые из-за этого возникают.» (Jen)
В том, что касается интересов и увлечений, аспи могут бросаться из крайности в крайность, поэтому при выборе работы лучше придерживаться своего самого постоянного и сильного интереса – так вы сможете сохранять внимание и концентрацию долгое время и получать деньги за то, что вы любите делать. Занимаясь тем, что вам неинтересно, вы быстро ощутите скуку, утомление, подавленность, вам может даже быть физически плохо. Нам нужны наши увлечения. Они служат нам внутренним якорем, они придают нашим мыслям упорядоченность и последовательность, что для нас очень важно. Без них наши мысли будут плыть, как воздушный шарик по ветру, без цели и направления.
«Я испытываю огромный стресс от того, что столько времени провожу с людьми и не могу заниматься тем, что мне интересно. Я засиживаюсь до утра, чтобы уделить время своим увлечениям, и очень мало сплю.» (Widders)