Исполнительная функция (часть 3)
Автор: Синтия Ким
Это третья часть цикла об исполнительной функции. В ней рассматривается другая группа компонентов ИФ – группа регуляции. Она включает в себя поведенческую гибкость, а также процессы, отвечающие за начало действий, контроль над ними и подавление. От этих процессов во многом зависит то, как мы взаимодействуем с окружающим миром.
читать дальшеМеханизм подавления
В контексте исполнительной функции, этот механизм отвечает за нашу способность сдерживать свои мысли и действия, как сознательно, так и неосознанно.
Биологически он действует в трех различных сферах – двигательной, эмоциональной и когнитивной. Возможно, вы никогда даже не задумывались об этом процессе, но он оказывает огромное влияние на нашу жизнь.
Наш мозг постоянно подавляет наши мысли и действия – иногда успешно, иногда нет. Чтобы сосредоточить внимание на чем-то одном, нужно блокировать множество других раздражителей. Чтобы вызвать из памяти необходимый фрагмент информации, нужно заглушить тысячи посторонних воспоминаний. Чтобы изменить свое поведение, нужно подавить привычную манеру действий. Иногда, чтобы справиться со сложной ситуацией, нам приходится сдерживать свои эмоции (или наоборот, в случае алекситимии, мы можем неосознанно подавлять эмоции, даже когда в этом нет нужды – и одной из причин может быть как раз нарушенный механизм сдерживания).
Если подумать, многие аутичные черты могут быть связаны с нарушением этой функции. Когда мы вываливаем информацию на собеседника, даже если видим, что ему уже неинтересно. Когда раздуваем проблему до абсурдных пропорций. Когда сходу говорим то, что думаем, и через секунду об этом жалеем. Когда целый день тратим на специнтересы, хотя действительно собирались разобраться с делами. Даже стимминг (*) можно рассматривать как следствие этого. Что если склонность к стимам есть у всех, но нейротипичные люди просто лучше ее подавляют?
Нарушение этого механизма может вести к чрезмерной импульсивности, что более характерно для СДВГ, чем аутизма, но может присутствовать в обоих случаях. Часто импульсивность у детей принимают за плохое поведение и наказывают за это. Но, как и с другими аспектами ИФ, от проблем с подавлением нельзя избавиться, просто приложив волевое усилие или развивая самодисциплину. Может помочь поддержка. Могут помочь специально созданные условия. Может помочь понимание. Может помочь практика. Попытки наказать и пристыдить только навредят.
Начало действий
Способность начать действие, по сути, противоположна сдерживанию. Это стартовая фаза любой деятельности. Людей, которым трудно за что-то взяться, часто называют ленивыми или немотивированными. Им задают вопросы в духе: «Если ты знаешь, что нужно делать, почему просто не сделаешь это?»
Хотела бы я знать ответ. Что происходит перед тем, как мы что-то сделаем? Ближайшая аналогия, которую я могу провести – это примерно как стоять на краю бассейна, собираясь прыгнуть в воду. Вы трогаете воду ногой, говорите, какая она холодная, поправляете купальник и очки, размахиваете руками, чтобы разогреться, пружините на ногах, делаете глубокий вдох, потом еще один…
Во всех этих действиях нет большого смысла, прыгать все равно придется. Но только не сейчас.
Поскольку у меня нет начальства, которое устанавливало бы мне сроки или могло уволить меня, если я не справлюсь, я разработала целый ряд приемов, чтобы преодолеть эту фазу, когда мне нужно что-то сделать. Я говорю себе, что просто почитаю текст, прежде чем начну его редактировать. Начинаю с самой легкой или интересной части проекта. Сама себе задаю сроки или придумываю поощрения за то, что напишу определенное количество страниц в день. Обсуждаю с кем-то проект, который мне предстоит спланировать. Использую один проект, чтобы отвлечься от другого. Наверное, глупо, что мне приходится идти на уловки, чтобы саму себя заставить работать, но это помогает. А при проблемах исполнительной функции это и есть главное – найти то, что вам помогает.
Контроль действий
В механизме исполнительной функции этот процесс отвечает за «отладку», выявление ошибок. Косвенно он связан с поведенческой гибкостью, но является ключевой частью планирования и решения проблем. Часто он действует, если можно сказать, в фоновом режиме.
Представьте себе езду на велосипеде. Вы крутите педали, рулите, тормозите, смотрите по сторонам. Большая часть этих действий происходит автоматически. Вы не думаете о каждом малейшем движении, о том, как нажать на педаль, как повернуть руль, какие мышцы напрячь или расслабить, чтобы удержать равновесие.
Примерно так же происходит и контроль действий в целом. Когда вы заняты чем-то привычным и знакомым, вы не заостряете внимание на каждом шаге. Если что-то не пошло не так, фоновый контроль выходит на первый план – вы выясняете проблему и корректируете свои действия. В свою очередь, если дело вам незнакомо, например, вы обучаетесь чему-то новому, вам приходится активно следить за своими действиями, чтобы вовремя исправить ошибку. В каком-то смысле, обучение – это многократный процесс выявления и исправления ошибок, пока их количество не сведется к допустимому минимуму.
Как и со всеми аспектами ИФ, наша способность контролировать действия варьируется от часа к часу, изо дня в день. Например, мой контроль резко падает при избытке общения или сенсорной информации. Однажды, на второй день работы в суде, где оказалось слишком много непривычной нагрузки, я на ходу врезалась в мебель, пока разговаривала с кем-то. Дважды. А потом я чуть не сшибла счетчик времени на парковке и обогнула его в последний момент. Первые два случая вызвали лишь неловкость, последний мог привести к травме. От исполнительной функции зависит не только собранность и компетентность, но и умение избегать опасности.
В целом, когда я нахожусь в незнакомой обстановке или изучаю новое умение, мне приходится быть чрезвычайно внимательной, особенно в том, что касается моих собственных действий.
Автор: Синтия Ким
Это третья часть цикла об исполнительной функции. В ней рассматривается другая группа компонентов ИФ – группа регуляции. Она включает в себя поведенческую гибкость, а также процессы, отвечающие за начало действий, контроль над ними и подавление. От этих процессов во многом зависит то, как мы взаимодействуем с окружающим миром.
читать дальшеМеханизм подавления
В контексте исполнительной функции, этот механизм отвечает за нашу способность сдерживать свои мысли и действия, как сознательно, так и неосознанно.
Биологически он действует в трех различных сферах – двигательной, эмоциональной и когнитивной. Возможно, вы никогда даже не задумывались об этом процессе, но он оказывает огромное влияние на нашу жизнь.
Наш мозг постоянно подавляет наши мысли и действия – иногда успешно, иногда нет. Чтобы сосредоточить внимание на чем-то одном, нужно блокировать множество других раздражителей. Чтобы вызвать из памяти необходимый фрагмент информации, нужно заглушить тысячи посторонних воспоминаний. Чтобы изменить свое поведение, нужно подавить привычную манеру действий. Иногда, чтобы справиться со сложной ситуацией, нам приходится сдерживать свои эмоции (или наоборот, в случае алекситимии, мы можем неосознанно подавлять эмоции, даже когда в этом нет нужды – и одной из причин может быть как раз нарушенный механизм сдерживания).
Если подумать, многие аутичные черты могут быть связаны с нарушением этой функции. Когда мы вываливаем информацию на собеседника, даже если видим, что ему уже неинтересно. Когда раздуваем проблему до абсурдных пропорций. Когда сходу говорим то, что думаем, и через секунду об этом жалеем. Когда целый день тратим на специнтересы, хотя действительно собирались разобраться с делами. Даже стимминг (*) можно рассматривать как следствие этого. Что если склонность к стимам есть у всех, но нейротипичные люди просто лучше ее подавляют?
Нарушение этого механизма может вести к чрезмерной импульсивности, что более характерно для СДВГ, чем аутизма, но может присутствовать в обоих случаях. Часто импульсивность у детей принимают за плохое поведение и наказывают за это. Но, как и с другими аспектами ИФ, от проблем с подавлением нельзя избавиться, просто приложив волевое усилие или развивая самодисциплину. Может помочь поддержка. Могут помочь специально созданные условия. Может помочь понимание. Может помочь практика. Попытки наказать и пристыдить только навредят.
Начало действий
Способность начать действие, по сути, противоположна сдерживанию. Это стартовая фаза любой деятельности. Людей, которым трудно за что-то взяться, часто называют ленивыми или немотивированными. Им задают вопросы в духе: «Если ты знаешь, что нужно делать, почему просто не сделаешь это?»
Хотела бы я знать ответ. Что происходит перед тем, как мы что-то сделаем? Ближайшая аналогия, которую я могу провести – это примерно как стоять на краю бассейна, собираясь прыгнуть в воду. Вы трогаете воду ногой, говорите, какая она холодная, поправляете купальник и очки, размахиваете руками, чтобы разогреться, пружините на ногах, делаете глубокий вдох, потом еще один…
Во всех этих действиях нет большого смысла, прыгать все равно придется. Но только не сейчас.
Поскольку у меня нет начальства, которое устанавливало бы мне сроки или могло уволить меня, если я не справлюсь, я разработала целый ряд приемов, чтобы преодолеть эту фазу, когда мне нужно что-то сделать. Я говорю себе, что просто почитаю текст, прежде чем начну его редактировать. Начинаю с самой легкой или интересной части проекта. Сама себе задаю сроки или придумываю поощрения за то, что напишу определенное количество страниц в день. Обсуждаю с кем-то проект, который мне предстоит спланировать. Использую один проект, чтобы отвлечься от другого. Наверное, глупо, что мне приходится идти на уловки, чтобы саму себя заставить работать, но это помогает. А при проблемах исполнительной функции это и есть главное – найти то, что вам помогает.
Контроль действий
В механизме исполнительной функции этот процесс отвечает за «отладку», выявление ошибок. Косвенно он связан с поведенческой гибкостью, но является ключевой частью планирования и решения проблем. Часто он действует, если можно сказать, в фоновом режиме.
Представьте себе езду на велосипеде. Вы крутите педали, рулите, тормозите, смотрите по сторонам. Большая часть этих действий происходит автоматически. Вы не думаете о каждом малейшем движении, о том, как нажать на педаль, как повернуть руль, какие мышцы напрячь или расслабить, чтобы удержать равновесие.
Примерно так же происходит и контроль действий в целом. Когда вы заняты чем-то привычным и знакомым, вы не заостряете внимание на каждом шаге. Если что-то не пошло не так, фоновый контроль выходит на первый план – вы выясняете проблему и корректируете свои действия. В свою очередь, если дело вам незнакомо, например, вы обучаетесь чему-то новому, вам приходится активно следить за своими действиями, чтобы вовремя исправить ошибку. В каком-то смысле, обучение – это многократный процесс выявления и исправления ошибок, пока их количество не сведется к допустимому минимуму.
Как и со всеми аспектами ИФ, наша способность контролировать действия варьируется от часа к часу, изо дня в день. Например, мой контроль резко падает при избытке общения или сенсорной информации. Однажды, на второй день работы в суде, где оказалось слишком много непривычной нагрузки, я на ходу врезалась в мебель, пока разговаривала с кем-то. Дважды. А потом я чуть не сшибла счетчик времени на парковке и обогнула его в последний момент. Первые два случая вызвали лишь неловкость, последний мог привести к травме. От исполнительной функции зависит не только собранность и компетентность, но и умение избегать опасности.
В целом, когда я нахожусь в незнакомой обстановке или изучаю новое умение, мне приходится быть чрезвычайно внимательной, особенно в том, что касается моих собственных действий.
импульсивность у детей принимают за плохое поведение и наказывают за это. Но, как и с другими аспектами ИФ, от проблем с подавлением нельзя избавиться, просто приложив волевое усилие или развивая самодисциплину. Может помочь поддержка. Могут помочь специально созданные условия. Может помочь понимание. Может помочь практика. Попытки наказать и пристыдить только навредят.
было бы здорово почитать подробнее, если где-то есть. Хотя и так - очень благодарна.