Глава 26
Алгоритм знакомства
Мое умение выбирать людей, с которыми я могу построить отношения, всегда было слабее, чем способность выбирать какую-либо технику. Приведите меня на парковку и попросите отыскать машину, которая никогда не знала ремонта – я найду ее безошибочно. Вам требуется помощь в выборе трактора или усилителя для стереоустановки? Я тот, кто вам нужен.
читать дальшеОднако, когда дело касается людей, мои навыки ограничены. Кроме того, чтобы отношения сложились, человек должен выбрать меня в ответ, но захочет ли он это сделать? Хотя теперь мне говорят, что я выгляжу вполне прилично, раньше мне случалось быть грязным, заросшим, толстым, вонючим и просто запущенным. Вероятно, в те времена я упустил много шансов познакомиться с замечательными людьми. Теперь этого уже не узнать.
Выбирая новых знакомых, я всегда страшился отказа. Я всячески старался не показывать свой интерес к девушке – из боязни, что она посмеется надо мной. Я слишком хорошо помню, как девчонки хихикали и показывали на меня пальцем в те редкие разы, когда я бывал на школьных танцах. Я выбрал Мишку, когда мы оба были юны, и она ответила мне взаимностью. Несколько лет мы были очень счастливы, но это не продлилось долго. По мере взросления мы, казалось, стали развиваться в разных направлениях, и наши отношения распались. Мне пришлось вернуться в предыдущую стадию и вновь выбирать или позволить себе быть выбранным, чтобы найти долгие счастливые отношения.
Моя следующая подруга, Марта, сама меня выбрала – по крайней мере, дала мне знать, что не отвергнет мои проявления симпатии. Еще до того, как мы оба узнали о синдроме Аспергера, я заметил, что она внимательно ко мне присматривается и наблюдает. Она выяснила, что я успокаиваюсь, когда она гладит меня по руке или массирует шею. Еще она почесывала мне голову и растирала уши. Это меня умиротворяло, и я меньше нервничал.
Мне нравилось, что она так внимательна и добра ко мне. Похоже было, что я никогда ей не надоедал. Очевидно, мы хорошо подходили друг другу. Со временем я начал убеждаться в правильности своего выбора. Думаю, и она тоже – ведь она осталась со мной.
Теперь, когда мы вместе, моя жизнь прекрасна как никогда. В ней есть радость и покой, которых я не знал раньше. Мне не тягостно возвращаться домой, как было в конце моего первого брака. У меня есть дом, где мне хорошо и уютно. Такого чувства у меня не было с тех пор, как в детстве я гостил в Джорджии у бабушки с дедом.
Но всегда остается вопрос, с которым сталкиваются многие мужчины. Действительно ли Марта – наилучший вариант для меня? В мире миллионы женщин, поэтому логично предположить, что среди них есть те, кто подходит мне столь же хорошо или даже лучше. Достаточно ли того, что я имею, чтобы прекратить поиски? Думаю, да. Но как насчет ее сестер?
Марта – средняя из трех сестер. Я называю ее Средним Звеном или Звеном Номер Два. Поскольку Звенья Один, Два и Три созданы из одного генетического материала и различаются лишь воспитанием и навыками, напрашивается вопрос – выбрал ли я лучшую? Уверен, кто угодно согласится – если в наличии есть три варианта, только дурак не захочет выбрать лучшее. Все три сестры похожи внешне, выглядят опрятно и ухоженно. Они напоминают хорошо подобранный комплект, разве что Первое Звено немного меньше ростом. У младшей есть преимущество юности, у старшей – больше жизненного опыта. Среднее Звено, доставшееся мне, вполне может представлять собой золотую середину.
К сожалению, когда выбираешь из трех сестер, познакомиться с другими двумя обычно можно только через первую. И, поскольку выбор уже сделан, изменить свое решение вряд ли получится. По крайней мере, так было в моем случае. Это сложная задача, хорошего ответа на нее просто нет. Если только вы не уверены слепо, что та, с кем вы познакомились первой, и есть лучшая.
Поскольку мне сложно слепо верить во что бы то ни было, для уверенности я задаю Звену Номер Два вопрос:
– Как ты считаешь, я выбрал лучшую из сестер?
Часто ее ответы туманны и неудовлетворительны.
– Смотря для чего она тебе нужна.
Или:
– Смотря кого спросить.
Казалось бы, она захочет убедить своего партнера, сказав что-нибудь вроде: «Конечно, я лучшая из сестер». Меня тревожит, что она так не делает. Даже спустя все эти годы, я не знаю, почему она так отвечает – то ли из симпатии к Первому и Третьему Звеньям, то ли ей не хватает уверенности в себе, то ли она действительно не знает. Два из трех вариантов внушают мне беспокойство. Хотел бы я знать точную причину.
Самое сложное заключается в следующем: если одна или обе из оставшихся сестер тоже выйдут замуж, вероятно, муж также будет считать, что ему досталась лучшая. Значит ли это, что один из нас ошибается? Меня, как логически мыслящего человека, такая неразбериха пугает.
Ситуацию с сестрами можно сравнить с покупкой автомобиля. Скажем, трое из нас приходят в автосалон, где продаются машины марки «Мини». Один из нас выбирает красный «купер» с кожаными сиденьями. Другой берет желтый «купер» с откидным верхом. Третий – двухдверный закрытый «купер». Мы не спорим друг с другом, и стороннему наблюдателю может показаться, будто каждый из нас уверен, что приобрел лучший автомобиль – в зависимости от того, для чего он ему нужен, как сказала бы Звено Номер Два. В конце концов, и на спортивные машины, и на грузовики есть свои покупатели.
Однако, столь же вероятно, что двое из нас ошиблись с выбором, а третий выбрал автомобиль, по качеству намного превосходящий два других. Только через некоторое время, проехав пятьдесят тысяч миль, мы сможем понять, кто же выиграл.
Так же и с сестрами, но есть одно важное отличие. Машину выбираю я сам, в одностороннем порядке. При выборе же сестры нужно, чтобы она тоже выбрала меня в ответ. Это сильно усложняет весь процесс. На самом деле, усложняет настолько, что моих социальных навыков недостаточно, чтобы с этим справиться. Поэтому я позволил, чтобы выбрали меня, вместо того, чтобы выбирать самому – и вполне доволен результатом.
На самом деле, я более чем доволен. Я счастлив, как никогда раньше. Но иногда все же задаю себе вопрос… Мог бы я быть еще счастливее? Но чтобы выяснить это, придется начать все с самого начала, и тогда я рискую остаться вообще без подруги, что было бы куда хуже. Поэтому я не развиваю эту мысль.
Проблема выбора из трех сестер отчетливо выявляет две характерные аспергианские черты, которые мне свойственны: логичность и прямота. Любой мужчин, который женится на одной из двух (трех, четырех) сестер, задумывается, лучшую ли он выбрал. Но мало кто признается, что испытывал подобные сомнения. Некоторые настолько лицемерны, что будут отрицать даже сам факт сомнений. Другие уходят от ответа и отмалчиваются, надеясь, что, если об этом не думать, подобные мысли развеются сами собой. Но мне несвойственно подавлять свои мысли, поэтому я задаю вопрос вслух. Иногда те, кому я его задаю, оскорбляются. С чего бы это?
В конце концов, нет ничего странного в том, чтобы сомневаться, выбрали ли мы лучший автомобиль. Люди открыто обсуждают и сравнивают модели бензопил. Все мы хотим жить в лучшем районе города. Если нам предоставляется выбор, почему бы не стремиться выбрать лучшую сестру?
Некоторые на это отвечают: «Мне нет дела до лучшей сестры. Мне нужна лучшая девушка в мире, и точка!» Но это совершенно иная задача. Выбирать из сестер – это все равно что говорить: «Мне нужна бензопила, и я выбрал марку «Штиль». Но какую мне взять конкретно – фермерскую, в пять лошадиных сил, или домашнюю, в четыре?» Если выбирать «лучшую девушку в мире», поле поиска расширится многократно – от разных моделей в рамках одной марки до всех моделей всех марок. Принять решение станет гораздо сложнее.
По сути дела, мы выбираем семью.
На этом этапе мудрый человек присмотрится к Нулевым звеньям – обоим родителям, если есть возможность. Поведение, воспитание и внешность обладателей исходного генетического материала могут рассказать вам, чего ожидать от вашей спутницы лет двадцать пять спустя. Я считаю, нынешний заоблачный процент разводов во многом связан именно с тем, что люди не умеют выбирать из множества семей, а в рамках семьи не умеют выбирать среди братьев или сестер.
Меня удивляет, что другие не пользуются в этом вопросе таким же аналитическим подходом. Люди тщательно и вдумчиво подходят к выбору автомобиля или посудомоечной машины. Более того, в журналах публикуются отзывы потребителей о той или иной продукции. Но когда речь заходит о выборе спутника жизни, ничего такого не предлагается, а когда я завожу об этом речь, собеседники начинают возмущаться. Видимо, им не по душе моя аспергианская прямота.
Почему-то мои соображения на этот счет часто истолковываются неверно: люди начинают думать, что я не люблю свою жену, или что мне вообще ни в чем не угодишь. Мне говорят: «Ты слишком скептично ко всему относишься.» Это не так. Я люблю свою жену – больше, чем могу выразить словами. В меньшей степени, я люблю свою машину и свою бензопилу. Но предпочитаю знать, что обрел все это в результате осознанного выбора, а не слепого случая.
Вероятно, людей ошеломляет мой взвешенный и продуманный подход к вопросу, который другие решают, полагаясь на интуицию или эмоции.
Алгоритм знакомства
Мое умение выбирать людей, с которыми я могу построить отношения, всегда было слабее, чем способность выбирать какую-либо технику. Приведите меня на парковку и попросите отыскать машину, которая никогда не знала ремонта – я найду ее безошибочно. Вам требуется помощь в выборе трактора или усилителя для стереоустановки? Я тот, кто вам нужен.
читать дальшеОднако, когда дело касается людей, мои навыки ограничены. Кроме того, чтобы отношения сложились, человек должен выбрать меня в ответ, но захочет ли он это сделать? Хотя теперь мне говорят, что я выгляжу вполне прилично, раньше мне случалось быть грязным, заросшим, толстым, вонючим и просто запущенным. Вероятно, в те времена я упустил много шансов познакомиться с замечательными людьми. Теперь этого уже не узнать.
Выбирая новых знакомых, я всегда страшился отказа. Я всячески старался не показывать свой интерес к девушке – из боязни, что она посмеется надо мной. Я слишком хорошо помню, как девчонки хихикали и показывали на меня пальцем в те редкие разы, когда я бывал на школьных танцах. Я выбрал Мишку, когда мы оба были юны, и она ответила мне взаимностью. Несколько лет мы были очень счастливы, но это не продлилось долго. По мере взросления мы, казалось, стали развиваться в разных направлениях, и наши отношения распались. Мне пришлось вернуться в предыдущую стадию и вновь выбирать или позволить себе быть выбранным, чтобы найти долгие счастливые отношения.
Моя следующая подруга, Марта, сама меня выбрала – по крайней мере, дала мне знать, что не отвергнет мои проявления симпатии. Еще до того, как мы оба узнали о синдроме Аспергера, я заметил, что она внимательно ко мне присматривается и наблюдает. Она выяснила, что я успокаиваюсь, когда она гладит меня по руке или массирует шею. Еще она почесывала мне голову и растирала уши. Это меня умиротворяло, и я меньше нервничал.
Мне нравилось, что она так внимательна и добра ко мне. Похоже было, что я никогда ей не надоедал. Очевидно, мы хорошо подходили друг другу. Со временем я начал убеждаться в правильности своего выбора. Думаю, и она тоже – ведь она осталась со мной.
Теперь, когда мы вместе, моя жизнь прекрасна как никогда. В ней есть радость и покой, которых я не знал раньше. Мне не тягостно возвращаться домой, как было в конце моего первого брака. У меня есть дом, где мне хорошо и уютно. Такого чувства у меня не было с тех пор, как в детстве я гостил в Джорджии у бабушки с дедом.
Но всегда остается вопрос, с которым сталкиваются многие мужчины. Действительно ли Марта – наилучший вариант для меня? В мире миллионы женщин, поэтому логично предположить, что среди них есть те, кто подходит мне столь же хорошо или даже лучше. Достаточно ли того, что я имею, чтобы прекратить поиски? Думаю, да. Но как насчет ее сестер?
Марта – средняя из трех сестер. Я называю ее Средним Звеном или Звеном Номер Два. Поскольку Звенья Один, Два и Три созданы из одного генетического материала и различаются лишь воспитанием и навыками, напрашивается вопрос – выбрал ли я лучшую? Уверен, кто угодно согласится – если в наличии есть три варианта, только дурак не захочет выбрать лучшее. Все три сестры похожи внешне, выглядят опрятно и ухоженно. Они напоминают хорошо подобранный комплект, разве что Первое Звено немного меньше ростом. У младшей есть преимущество юности, у старшей – больше жизненного опыта. Среднее Звено, доставшееся мне, вполне может представлять собой золотую середину.
К сожалению, когда выбираешь из трех сестер, познакомиться с другими двумя обычно можно только через первую. И, поскольку выбор уже сделан, изменить свое решение вряд ли получится. По крайней мере, так было в моем случае. Это сложная задача, хорошего ответа на нее просто нет. Если только вы не уверены слепо, что та, с кем вы познакомились первой, и есть лучшая.
Поскольку мне сложно слепо верить во что бы то ни было, для уверенности я задаю Звену Номер Два вопрос:
– Как ты считаешь, я выбрал лучшую из сестер?
Часто ее ответы туманны и неудовлетворительны.
– Смотря для чего она тебе нужна.
Или:
– Смотря кого спросить.
Казалось бы, она захочет убедить своего партнера, сказав что-нибудь вроде: «Конечно, я лучшая из сестер». Меня тревожит, что она так не делает. Даже спустя все эти годы, я не знаю, почему она так отвечает – то ли из симпатии к Первому и Третьему Звеньям, то ли ей не хватает уверенности в себе, то ли она действительно не знает. Два из трех вариантов внушают мне беспокойство. Хотел бы я знать точную причину.
Самое сложное заключается в следующем: если одна или обе из оставшихся сестер тоже выйдут замуж, вероятно, муж также будет считать, что ему досталась лучшая. Значит ли это, что один из нас ошибается? Меня, как логически мыслящего человека, такая неразбериха пугает.
Ситуацию с сестрами можно сравнить с покупкой автомобиля. Скажем, трое из нас приходят в автосалон, где продаются машины марки «Мини». Один из нас выбирает красный «купер» с кожаными сиденьями. Другой берет желтый «купер» с откидным верхом. Третий – двухдверный закрытый «купер». Мы не спорим друг с другом, и стороннему наблюдателю может показаться, будто каждый из нас уверен, что приобрел лучший автомобиль – в зависимости от того, для чего он ему нужен, как сказала бы Звено Номер Два. В конце концов, и на спортивные машины, и на грузовики есть свои покупатели.
Однако, столь же вероятно, что двое из нас ошиблись с выбором, а третий выбрал автомобиль, по качеству намного превосходящий два других. Только через некоторое время, проехав пятьдесят тысяч миль, мы сможем понять, кто же выиграл.
Так же и с сестрами, но есть одно важное отличие. Машину выбираю я сам, в одностороннем порядке. При выборе же сестры нужно, чтобы она тоже выбрала меня в ответ. Это сильно усложняет весь процесс. На самом деле, усложняет настолько, что моих социальных навыков недостаточно, чтобы с этим справиться. Поэтому я позволил, чтобы выбрали меня, вместо того, чтобы выбирать самому – и вполне доволен результатом.
На самом деле, я более чем доволен. Я счастлив, как никогда раньше. Но иногда все же задаю себе вопрос… Мог бы я быть еще счастливее? Но чтобы выяснить это, придется начать все с самого начала, и тогда я рискую остаться вообще без подруги, что было бы куда хуже. Поэтому я не развиваю эту мысль.
Проблема выбора из трех сестер отчетливо выявляет две характерные аспергианские черты, которые мне свойственны: логичность и прямота. Любой мужчин, который женится на одной из двух (трех, четырех) сестер, задумывается, лучшую ли он выбрал. Но мало кто признается, что испытывал подобные сомнения. Некоторые настолько лицемерны, что будут отрицать даже сам факт сомнений. Другие уходят от ответа и отмалчиваются, надеясь, что, если об этом не думать, подобные мысли развеются сами собой. Но мне несвойственно подавлять свои мысли, поэтому я задаю вопрос вслух. Иногда те, кому я его задаю, оскорбляются. С чего бы это?
В конце концов, нет ничего странного в том, чтобы сомневаться, выбрали ли мы лучший автомобиль. Люди открыто обсуждают и сравнивают модели бензопил. Все мы хотим жить в лучшем районе города. Если нам предоставляется выбор, почему бы не стремиться выбрать лучшую сестру?
Некоторые на это отвечают: «Мне нет дела до лучшей сестры. Мне нужна лучшая девушка в мире, и точка!» Но это совершенно иная задача. Выбирать из сестер – это все равно что говорить: «Мне нужна бензопила, и я выбрал марку «Штиль». Но какую мне взять конкретно – фермерскую, в пять лошадиных сил, или домашнюю, в четыре?» Если выбирать «лучшую девушку в мире», поле поиска расширится многократно – от разных моделей в рамках одной марки до всех моделей всех марок. Принять решение станет гораздо сложнее.
По сути дела, мы выбираем семью.
На этом этапе мудрый человек присмотрится к Нулевым звеньям – обоим родителям, если есть возможность. Поведение, воспитание и внешность обладателей исходного генетического материала могут рассказать вам, чего ожидать от вашей спутницы лет двадцать пять спустя. Я считаю, нынешний заоблачный процент разводов во многом связан именно с тем, что люди не умеют выбирать из множества семей, а в рамках семьи не умеют выбирать среди братьев или сестер.
Меня удивляет, что другие не пользуются в этом вопросе таким же аналитическим подходом. Люди тщательно и вдумчиво подходят к выбору автомобиля или посудомоечной машины. Более того, в журналах публикуются отзывы потребителей о той или иной продукции. Но когда речь заходит о выборе спутника жизни, ничего такого не предлагается, а когда я завожу об этом речь, собеседники начинают возмущаться. Видимо, им не по душе моя аспергианская прямота.
Почему-то мои соображения на этот счет часто истолковываются неверно: люди начинают думать, что я не люблю свою жену, или что мне вообще ни в чем не угодишь. Мне говорят: «Ты слишком скептично ко всему относишься.» Это не так. Я люблю свою жену – больше, чем могу выразить словами. В меньшей степени, я люблю свою машину и свою бензопилу. Но предпочитаю знать, что обрел все это в результате осознанного выбора, а не слепого случая.
Вероятно, людей ошеломляет мой взвешенный и продуманный подход к вопросу, который другие решают, полагаясь на интуицию или эмоции.
@темы: переводы, look me in the eye, СА
Сейчас я панически, если не до фобий, боюсь таких людей. Боюсь, что огни заберут меня туда, обратно.
объектпартнёр. Вместо этого морочит себе голову абстрактными категориями "лучшести" и качественности.Возможно, отчасти еще и поэтому отношения с людьми пугают аспи - отношения сложно подогнать под логику.
Было такое. Я это называла "уровень".
Ну, потому мы и сказали, что зря автор на "качество" женщин заморачивался, проще было сосредоточиться на параметрах "нужности", о которых он имеет представление тоже (рассуждения о выборе между разными типами машин тому примером), тогда он добился бы более годных результатов, чем мучительные раздумья над нерешаемой задачей, даже таким... не вполне подходящим к данной ситуации методом.
Ещё раз: мы в курсе, что метод выбора себе пары, примененный автором, "нормальными" людьми не употребляется по отношению к живым разумным существам, а используется в основном для выбора себе автомобилей, бытовой техники и проч. Но автор-то использовал лучший метод из своего арсенала, не имея более подходящего, и мы в своих рассуждениях исходим из этой предпосылки.
Акша Таквааш, я понимаю, что вы в курсе) Я критикую именно подход автора (на мой взгляд, сравнивать машины и людей некорректно как раз с точки зрения логики - "нормальность" я не затрагиваю).
Я критикую именно подход автора